Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Правовое положение благотворительных организаций

Чернега К.А.,

профессор Академии труда и социальных отношений, к.ю.н.

Законодательство о благотворительных организациях

Характерные особенности правового статуса благотворительных организаций урегулированы ст.ст. 49, 50, 116-123, 291, 968 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) а также актами специального законодательства о некоммерческих организациях, к числу которых относятся Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 и другие нормативные правовые акты.

В приведенных статьях ГК РФ содержатся, во-первых, нормы, устанавливающие основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями, во-вторых, нормы, определяющие особенности некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Среди актов специального законодательства общее значение для всех организационно-правовых форм благотворительных организаций имеют Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Понятие благотворительной организации

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Таким образом, благотворительным статусом может обладать лишь некоммерческая организация. В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами.

Приведенные определения позволяют выделить следующие характерные признаки благотворительных организаций: во-первых, для указанных организаций извлечение прибыли не составляет основной цели деятельности; во-вторых, полученная благотворительными организациями прибыль не распределяется между их участниками (членами); в-третьих, благотворительные организации создаются для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; в-четвертых, указанные цели реализуются путем осуществления благотворительной деятельности.

Предусмотренный ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» примерный перечень основных целей деятельности благотворительных организаций включает в себя цели социальной поддержки и защиты граждан, содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан; улучшения морально-психологического состояния граждан и иные, перечисленные в данной статье общеполезные цели. Основные цели деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций конкретизируются в нормах специального законодательства применительно к отдельным организационно-правовым формам указанных организаций. Например, автономные некоммерческие организации создаются в целях предоставления услуг в области образования, науки, здравоохранения, права и иных подобных услуг (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческий характер основных целей деятельности некоммерческих организаций обуславливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, не обязательно наличие прав юридического лица для общественных объединений (ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»). В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

В силу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организационно-правовые формы благотворительных организаций предусмотрены, прежде всего, ГК РФ. Однако, некоторые организационно-правовые формы не указаны в ГК РФ. К их числу относятся, в частности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Не все некоммерческие организации могут иметь благотворительный статус. Например, им не могут обладать потребительские кооперативы, поскольку реализуемые ими цели лишены общественной значимости. В силу п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы создаются в целях удовлетворения материальных потребностей их членов.

По смыслу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» организационно-правовые формы для благотворительных организаций должны предусматриваться федеральными законами. Не всегда нормы федерального законодательства содержат прямые указания на этот счет. Так, например, в федеральных законах не говорится о возможности наделения благотворительным статусом религиозных организаций. Тем не менее, нормативные правовые акты субъектов РФ, например, ч. 1 ст. 6 Закон г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 05.07.95, предусматривают такую возможность. Представляется, что в данном случае региональный законодатель воспользовался положением п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, согласно которому религиозные opraнизации вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Важной особенностью некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций является отсутствие в ГК РФ, а также в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», четкого перечня их организационно-правовых форм. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены главой 4 ГК РФ, распространяется лишь на коммерческие организации. Между тем, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих (благотворительных) организаций не установлен.

Характерно, что в ряде случаев нормы специального законодательства содержат дополнительную классификацию организационно-правовых форм некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, предусмотренных ГК РФ. В частности, в силу ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные объединения подразделяются на общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.

Особенности конкретных организационно-правовых форм благотворительных организаций определены в ГК РФ и нормах специального законодательства о некоммерческих организациях.

Создание благотворительных организаций

Согласно ст. 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций. Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)

Закон не определяет количество учредителей благотворительной организации, допуская, тем самым, создание ее одним учредителем. Известное исключение представляет собой благотворительное учреждение. По смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ оно создается одним учредителем. Однако, нормы специального законодательства предусматривают возможность создания учреждения несколькими лицами (ст. 11 Закона РФ «Об образовании»; ст. 35 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

К числу учредительных документов благотворительных организаций относятся устав и (или) учредительный договор. Так, например, единственным учредительным документом благотворительного учреждения является устав. Решение учредителя (учредителей) о создании учреждения, хотя и отнесено п.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к числу учредительных документов учреждения, в действительности учредительным документом не является, поскольку ст. 52 ГК РФ не рассматривает данное решение в качестве учредительного документа. Нормы специального законодательства могут предусматривать дополнительные требования к содержанию устава учреждения. Например, устав образовательного учреждения должен содержать сведения о целях образовательного процесса, типах и видах реализуемых образовательных программ (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об образовании»).

В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Такая возможность прямо предусмотрена, в частности, для образовательных учреждений, что, впрочем, не исключает необходимости наличия у них собственных учредительных документов (п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Учредительным документом фонда является устав, содержащий, помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также сведения с попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации и другие сведения, предусмотренные п. 4 ст. 118 ГК РФ. Порядок изменения устава фонда подчинен особым требованиям, установленным в ст. 119 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 ГК РФ устав фонда может вообще не предусматривать возможность его изменения либо лишить такой возможности уполномоченных лиц (органы) фонда. В таком случае устав фонда может быть изменен только в судебном порядке при условии, что его сохранение в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда. Отсутствие у уполномоченных лиц (органов) фонда права на изменение его устава фиксируется в тексте устава, который, согласно общему для большинства некоммерческих (благотворительных) организаций требованию п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», должен содержать сведения о внесении в него изменений. Устав фонда может предусматривать исключительно судебный порядок его изменения.

В силу ст. 119 ГК РФ правом на обращение в суд с требованием об изменении устава фонда наделены: во-первых, органы фонда; во-вторых, государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за его деятельностью. Например, полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью общественных фондов наделены прокурор, регистрирующий орган, финансовые органы, а также экологические, пожарные и иные органы государственного надзора и контроля (ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Поскольку фонд не имеет членства, учредители не входят в его состав, их непосредственное участие в управлении и деятельности фонда не требуется. Вместе с тем, учредители определяют порядок управления фонда и формирования его органов в уставе фонда, именно они решают вопрос о закреплении в уставе возможности его изменения.

Кроме того, учредители могут войти в состав органов фонда, в том числе в состав попечительского совета, призванного осуществлять контроль за деятельностью фонда. Таким образом, учредители фонда, хотя и не связаны с ним отношениями членства, тем не менее могут оказывать значительное влияние на деятельность фонда.

Цели и предмет деятельности некоммерческих организаций

Цели и предмет деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций должны быть указаны в их учредительных документах (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», характер деятельности некоммерческих организаций фиксируется в их наименовании. В некоторых случаях закон устанавливает дополнительные требования к наименованию некоммерческих организаций. Например, согласно ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие, в том числе благотворительные, организации. В качестве примера можно привести п. 5 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими (благотворительными) организациями только на основании специальных разрешений или лицензий (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Например, в силу п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. право образовательного учреждения на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи ему соответствующей лицензии.

Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации и иные, указанные в п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» сведения.

Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам (п.п. 4, 5 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Благотворительные фонды, в силу п. 2 ст. 118 ГК РФ, обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества. К сожалению, закон не устанавливает печатные органы, призванные публиковать отчеты фондов

Правоспособность некоммерческих организаций. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ некоммерческие (благотворительные) организации, в отличие от большинства коммерческих организаций, имеют специальную правоспособность, суть которой заключается в возможности некоммерческих организаций иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют определенным учредительными документами целям деятельности некоммерческих организаций, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Специальная правоспособность некоммерческих (благотворительных) организаций налагает определенные ограничения на осуществляемую ими предпринимательскую деятельность. Действительно, в силу п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Устанавливая данное правило российский законодатель в известной степени учитывает зарубежный опыт правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций. Действительно, в нормах зарубежного законодательства большую роль играет степень связи предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, в частности благотворительных обществ, с реализуемыми ими общеполезными целями. Несвязанная с указанными целями предпринимательская деятельность некоммерческих организаций характеризуется менее льготным режимом, чем та, которая находится в тесной связи с вышеуказанными целями. Так, в Великобритании бизнес благотворительного общества, не связанный с реализуемыми данным обществом общеполезными целями, не может занимать более 10% всего объема деятельности благотворительного общества. Кроме того, благотворительное общество не вправе заниматься таким бизнесом непосредственно: закон требует, чтобы для этих целей оно учреди ло предпринимательскую корпорацию1.

К сожалению, действующее законодательство не устанавливает четких критериев соответствия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций тем основным целям, которые они преследуют. Их пытается установить арбитражная практика. В частности, противоречащей целям создания фонда признается предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли за счет дестинаторов (лиц, которым фонд должен оказывать имущественную, финансовую или иную помощь). Так, благотворительный фонд поддержки медицины обратился в арбитражный суд с иском к лечебно-профилактическому учреждению о взыскании задолженности по оплате лекарственных препаратов, переданных по накладной и счету-фактуре. Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу, что между сторонами совершена сделка купли-продажи, в связи с чем у покупателя возникла обязанность оплатить товар. Суды апелляционной и кассационной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции в силе, признали довод ответчика о передаче лекарственных препаратов в качестве пожертвования несостоятельным, поскольку законом установлена презумпция возмездности сделки, и доказательств безвозмездного получения ответчиком лекарственных препаратов не представлено. Президиум ВАС РФ отменил соответствующие судебные акты, руководствуясь следующим. В соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. В силу п. 1 комментируемой статьи фонд преследует социальные, благотворительные или иные общеполезные цели. Уставом благотворительного фонда поддержки медицины (истца) в качестве eгo основной цели предусмотрено оказание имущественной и финансовой помощи лечебно-профилактическим учреждениям. Исходя из п. 2 комментируемой статьи фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, однако эта деятельность ограничена его уставными целями. В частности, предпринимательская деятельность фонда, направленная на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную, финансовую или иную помощь, очевидно противоречит определенным законом и уставом целям создания фонда2.

В юридической литературе высказывается мнение, что установленное в (п. 3 ст. 50 ГК РФ требование означает запрет на осуществление некоммерческими (благотворительными) организациями тех видов предпринимательской деятельности, которые противоречат основным целям указанных организаций. Например, в рамках такого запрета автономная некоммерческая организация, созданная в целях охраны окружающей среды, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах, которые связаны с загрязнением окружающей среды. По вопросу о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций их основным целям существуют и иные позиции. Так, некоторые правоведы считают, что п. 3 ст. 50 ГК РФ обязывает некоммерческие (благотворительные) организации осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в тех сферах, в которых реализуются основные цели некоммерческих (благотворительных) организаций. В этой связи, например, благотворительная организация, созданная в целях содействия трудоустройству и обеспечению жильем вынужденных переселенцев, вправе вести предпринимательскую деятельность лишь в указанных сферах.

Установленный в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» запрет на распределение прибыли некоммерческих (благотворительных) организаций распространяется лишь на их участников (членов). Таким образом, остается неразрешенным вопрос о праве их учредителей на получение части их прибыли. Этот вопрос урегулирован в нормах «специального» законодательства неоднозначно. Так, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», прибыль, полученная благотворительной организацией, не подлежит распределению между ее учредителями. Между тем, в отношении учредителей (собственников) благотворительных учреждений установлено иное правило. В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ учредитель (собственник) учреждения имеет право собственности на доход, полученный от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, и, таким образом, может изъять этот доход по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Сделки, совершенные некоммерческой (благотворительной) организацией с выходом за пределы специальной правоспособности, являются ничтожными как несоответствующие требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). Вопрос о соответствии совершенной некоммерческой (благотворительной) организацией сделки ее специальной правоспособности решается в каждом конкретном случае. Так, в процессе рассмотрения арбитражным судом конкретного спора истец изменил предмет иска: вместо признания договора купли-продажи прав требования на квартиры незаключенным потребовал признать его недействительным со ссылкой на нарушение ответчиком-благотворительным фондом специальной правоспособности, установленной для некоммерческих организаций данного вида. Суд удовлетворил иск. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. В протесте Генерального прокурора Российской Федерации предлагалось указанные судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение. Рассмотрев протест, Президиум ВАС РФ не нашел оснований для его удовлетворения. Согласно уставу фонда-ответчика, он вправе осуществлять хозяйственные операции, включая приобретение и отчуждение недвижимого имущества, с направлением полученных доходов на достижение уставных целей и задач. К числу последних устав фонда относит создание в данном регионе условий для развития образования, совершенствование его учебно-методической, технической и материальной базы. При заключении оспариваемого договора фонд выступил приобретателем прав требования на квартиры. Вывод о том, что правоспособность фонда ограничена по такого рода сделкам из содержания ст. 118 ГК РФ не следует. Данная сделка совместима с характером деятельности фонда, поскольку полученное имущество могло быть использовано для достижения целей фонда как путем распределения квартир между работниками сферы образования, так и в виде направления на уставные цели фонда средств от их продажи. В этой связи Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность вывода арбитражного суда о том, что заключение фондом оспариваемой сделки не выходит за пределы его специальной правоспособности. Оснований для признания этой сделки недействительной пост. 168 ГК РФ у суда не имелось3.

В случае систематического осуществления некоммерческой (благотворительной) организацией предпринимательской и иной деятельности, противоречащей ее уставным целям, указанная организация подлежит ликвидации (ст. 61 ГК РФ).

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем создания хозяйственных обществ (п. 4 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Важно, что Закон допускает для благотворительных организаций только единоличное учредительство хозяйственных обществ. Создавать хозяйственные товарищества, а также участвовать в деятельности хозяйственных товариществ и обществ с другими лицами (в том числе в качестве вкладчиков) благотворительные организации не вправе.

Источники формирования имущества благотворительных организаций. Ответственность благотворительных организации по обязательствам

Поскольку некоммерческие (благотворительные) организации ограничены в осуществлении приносящей доходы деятельности, закон устанавливает дополнительные источники формирования их имущества, не характерные для хозяйственных обществ и товариществ. Потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций связана также с тем, что, по общему правилу, в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов). С учетом этих обстоятельств закон предусматривает в качестве дополнительного источника формирования имущества некоммерческих (благотворительных) организаций денежные и иные пожертвования граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В том случае, если пожертвование является целевым (то есть предназначенным для использования по определенному жертвователем назначению), некоммерческая (благотворительная) организация должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ). При этом для благотворительной организации исключена возможность капитализации денежных пожертвований. Действительно, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой (п. 4 ст. 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Достаточно важным источником формирования имущества благотворительных организаций являются поступления от деятельности по привлечению ресурсов. Речь идет о предусмотренных ст. 15 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» поступлениях, полученных благотворительной организацией в результате проведения кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований и иных подобных мероприятий. Эта деятельность на практике получила название фандрайзинга. Согласно ст. 15 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» фандрайзинг заключается в организации благотворительных акций, то есть тех мероприятий благотворительных организаций, которые связаны с привлечением бескорыстной помощи пассивных благотворителей и добровольцев. Так, законодатель рассматривает в качестве фандрайзинга деятельность, связанную с проведением в пользу конкретных благотворительных организаций аукционов, лотерей, а также развлекательных, спортивных и иных массовых мероприятий. Обязательные нормы благотворительных лотерей установлены Указом Президента РФ от 19.09.95 № 955 согласно которому объем призового фонда лотерей, доходы от которых направляются на благотворительные цели, устанавливается в размере не менее 30 процентов к общему объему выручки. При этом объем отчислений на благотворительные цели (для благотворительных лотерей) устанавливается в размере не менее 25 процентов к общему объему выручки. Во-вторых, фандрайзинг выражается в организации кампаний по сбору благотворительных пожертвований. Наиболее распространенной формой проведения таких кампаний является рассылка типовых писем по адресам потенциальных благотворителей или безадресные обращения к ним через средства массовой информации. Цель фандрайзинга состоит, как правило, в реализации конкретной благотворительной программы.

К числу источников формирования имущества некоммерческих (благотворительных) организаций относятся добровольные имущественные взносы их участников (членов), внесение которых предусмотрено для фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих благотворительных организаций. Закон не устанавливает максимальный и минимальный размер таких взносов, не определяет их состав и порядок внесения, не требует обязательного внесения имущественных взносов (полностью либо в части) к моменту государственной регистрации указанных некоммерческих (благотворительных) организаций. Более того, сведения о размере, составе и порядке внесения учредителями имущественных взносов не относятся к разряду сведений, подлежащих обязательному включению в их устав.

Определенные особенности имеют источники формирования имущества благотворительных учреждений. В соответствии с п. 1 ст. 112 ГК РФ учреждение финансируется учредителем полностью, либо в части путем выделения учреждению денежных средств по смете, либо путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления. Закон прямо не обязывает учредителя финансировать созданное им учреждение. Однако такая обязанность подразумевается, поскольку комментируемая статья называет учредителя «собственником» имущества учреждения, а в п. 2 ст. 48 ГК РФ, содержащем классификацию юридических лиц, говорится о «финансировании собственником учреждения». Между тем, нормы спе циального законодательства предусматривают для учреждений возможность самофинансирования (п. 1 ст. 41 Закона РФ «Об образовании»); допускают закрепление за учреждением имущества, принадлежащего учредителю не только на праве собственности, но и в силу договора аренды (п. 1 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Представляется, что указанные нормы не соответствуют смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 56 ГК РФ благотворительные организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Исключение составляют благотворительные учреждения, кредиторы которых вправе обратить взыскание лишь на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства (п. 2 ст. 112 ГК РФ). Такими средствами (ст. 298 ГК РФ) являются денежные средства, выделенные учредителем по смете, а также полученные учреждением доходы от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Таким образом, кредиторы учреждения не вправе обратить взыскание по претензиям кредиторов на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением счет средств, выделенных по смете4.

Запрет на распределение прибыли некоммерческих организаций между их участниками (членами)

Одной из важных гарантий реализации запрета на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности в качестве основного (профилирующего) вида деятельности является закрепленное в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требование, согласно которому полученная некоммерческими организациями прибыль не подлежит распределению между их участниками (членами). Направления использования полученной благотворительными организациями прибыли определены в п. 2 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому прибыль, полученная благотворительной организацией, направляется на реализацию ее основных целей.

Правовой режим имущества некоммерческих организаций

В п. 2 ст. 48 ГК РФ выделяется категория юридических лиц, участники (учредители) которых могут иметь обязательственные права в отношении юридического лица. Из организационно-правовых форм благотворительных организаций к числу таких юридических лиц относятся некоммерческие партнерства, члены которых имеют обязательственные права на имущество партнерства. Однако, возможности членов некоммерческого партнерства весьма ограничены. Им предоставлено лишь право на получение при выходе из некоммерческого партнерства либо в случае его ликвидации части (или стоимости) имущества некоммерческого партнерства в пределах стоимости имущества, переданного данными членами в собственность партнерства. При чем в состав (стоимость) имущества, подлежащего передаче членам в случае их выхода из некоммерческого партнерства, не входят членские взносы (п. 3 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Таким образом, права на участие в доходах некоммерческого партнерства (права на часть прибыли) члены партнерства не имеют.

Правовой режим имущества потребительских кооперативов, учреждений, и некоммерческих партнерств представляет собой исключение из общего правила, согласно которому участники (члены) некоммерческих организаций не имеют вещные и обязательственные права в отношении переданного указанным организациям имущества. Имущество принадлежит некоммерческим организациям на праве собственности. Лишь в отношении имущества учреждения установлены особые правила, согласно которым закрепленное за ним имущество учредителя (собственника) находится в оперативном управлении учреждения (ст.ст. 296, 298-300 ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, не связанной с использованием имущества учредителя (собственника), поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. В отношении правовой природы принадлежащего учреждению права самостоятельного распоряжения указанными доходами в литературе высказываются различные точки зрения. Некоторые авторы предлагают рассматривать это право в качестве особого вещного права, не предусмотренного ст. 216 ГК РФ5. Ряд правоведов отождествляют упомянутое право с правом хозяйственного ведения6. Однако, данная позиция, на наш взгляд, противоречит ст. 113, 216 и ст. 294 ГК РФ, согласно которым субъектами права хозяйственного ведения являются исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия. К тому же важно иметь ввиду, что в актах специального законодательства можно встретить нормы, согласно которым доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, не связанной с использованием имущества учредителя (собственника), принадлежат учреждению на праве собственности (п. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»; п. 2 ст. 27 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.7). Впрочем, в литературе отмечается, что «учреждение ни при каких условиях не может стать собственником своего имущества, что противоречило бы существу этой юридической конструкции»8.

Закон не ограничивает право благотворительного учреждения заключать безвозмездные сделки и совершать иные юридические действия, направленные на безвозмездное получение имущества в собственность. Так, учреждение вправе выступать в качестве одаряемого по договору пожертвования, приобретать имущество по завещаниям граждан и т.д. В подобных случаях возникает вопрос о субъекте права собственности на полученное учреждением имущество. Согласно нормам специального законодательства имущество, приобретенное учреждением по безвозмездной сделке и в силу иных юридических действий, направленных на безвозмездный переход права собственности, поступает в собственность учреждения (ст. 35 Федерального Закона «Об общественных объединениях»; п. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Однако, в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения. Таким образом, учреждение, согласно нормам ГК РФ, не может быть собственником своего имущества. В этой связи нормы специального законодательства, предусматривающие принадлежность учреждению имущества на праве собственности, не подлежат применению (ст. 3 ГК РФ).

Формирование и деятельность органов управления некоммерческих организаций

Закон предъявляет особые требования к формированию и деятельности органов управления благотворительных организаций. Во-первых, по смыслу п. 1 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» управление благотворительной организацией должно осуществляться на коллегиальной основе, ведь высший орган управления ею может быть только коллегиальным. Во-вторых, ограничен круг лиц, имеющих право входить в высший орган управления некоммерческой организации. В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в составе высшего органа управления благотворительной организации не может быть более одного работника ее исполнительных органов.

К исключительной компетенции высших органов управления некоммерческой, в том числе благотворительной, организации относится, в частности, решение вопросов об изменении ее устава, формировании и досрочном прекращении полномочий исполнительных органов некоммерческой организации (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Члены высшего органа управления благотворительной организации осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, в качестве добровольцев. На оплату труда административно-управленческого персонала благотворительных организаций не может быть использовано более 20% денежных средств, расходуемых соответствующими организациями в течение финансового года (п. 3 ст. 10; п. 3 ст. 16 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

В благотворительном фонде, помимо органов управления, формируется попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Создание попечительского совета фонда обязательно; свою деятельность попечительский совет осуществляет на общественных началах (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В силу п. 4 ст. 10 закона члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация. Важной гарантией против злоупотреблений административно-управленческого аппарата некоммерческих организаций является ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях», возлагающая на руководителя некоммерческой организации, а также членов высшего органа управления или органа надзора за ее деятельностью определенные обязанности в случае конфликта интересов указанных лиц с интересами некоммерческой организации. В силу п.п. 3, 4 ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» при наличии заинтересованности руководителя, а также членов высшего органа управления или органа надзора за деятельностью некоммерческой организации в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанных лиц и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки, заинтересованное лицо обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки. Такая сделка должна быть одобрена соответствующим органом. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением установленных ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требований, может быть признана недействительной.

Особенности прекращения деятельности благотворительных организаций

Важно отметить основные особенности прекращения деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций. Прежде всего, закон ограничивает возможность их реорганизации. Так, например, благотворительная автономная некоммерческая организация может быть преобразована лишь в общественную или религиозную организацию, хозяйственное общество или товарищество (п. 3 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), В силу некоммерческого характера основных целей деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций некоторые из них, в частности учреждения и религиозные организации, не могут быть признаны банкротами.

Не всегда допустима добровольная ликвидация некоммерческих организаций. Так, ГК РФ не допускает добровольную ликвидацию фонда по решению его органов, за исключением случая объявления фонда о своем банкротстве и о добровольной ликвидации (п. 2 ст. 65 ГК РФ). Таким образом, по общему правилу, фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 65 ГК РФ и п. 2 ст. 119 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ имущество, оставшееся после ликвидации фонда, направляется на цели, указанные в его уставе. Целевое использование такого имущества возможно, в частности, путем его передачи дестинаторам фонда, некоммерческой организации, реализующей аналогичные цели и т. д. При этом, однако, имущество ликвидированного фонда не подлежит распределению между его участниками даже для использования в целях, предусмотренные уставом фонда (ст. 50 ГК РФ).

При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе, или если иное не установлено федеральным законом (п. 3 ст. 11 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Исключение составляет имущество некоммерческих партнерств и учреждений. Дело в том, что при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено законом или учредительными документами некоммерческого партнерства. Что касается оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учреждения, то оно передается его учредителю (собственнику), если иное не предусмотрено законом или учредительными документами учреждения (п. п. 2, 3 ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

1 Благотворительность вчера и сегодня / Под. ред. В. В. Меньшикова. — М., 1994. — С. 95.

2 Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.02. № 660902 (ВВАС РФ 2003. № 1).

3 Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.98. № 3637/97 (ВВАС РФ 1998. № 5).

4 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения». ВВАС РФ. 1999. № 11.

5 Так, в комментарии к Гражданскому кодексу РФ под редакцией В.Д. Карповича говорится об «особом», не предусмотренном ст. 216 ГК РФ вещном праве учреждения на поступающие в его самостоятельное распоряжение доходы (Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. В. Д. Карповича. — М., 1996. — С. 321.).

6 Например, по мнению М. Ю. Тихомирова), доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, не связанной с использованием имущества учредителя (собственника), принадлежат учреждению на праве хозяйственного ведения (Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 2000. —  С. 96.).

7 СЗРФ. 1996. №35. Ст. 4135.

8 Научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РФ/ Под ред. В. Д. Карповича. — М., 1999. — С. 214.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».