Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Трансформация механизма финансирования творческих союзов:от периода социализма к этапу рыночных преобразований

М.В. Кошкина,


к.э.н., главный бухгалтер Союза московских композиторов

Специфика функционирования российских творческих союзов на современном этапе во многом определяется тем фактом, что большинство из них, будучи созданными в период социализма, имеют огромную и непростую историю развития: от 30-х годов прошлого века и до наших дней.

Общеизвестно, что экономическая модель, заложенная в основу функционирования сферы культуры и искусства социалистического периода, была достаточно проста. Так как подавляющее большинство культурных благ государство предоставляло народу бесплатно или на льготной основе, то их производство и распространение было невозможно без обеспечения финансирования со стороны государства.

Уже начало 30-х годов XX века знаменуется формированием государственной политики в области организации деятельности представителей художественного творчества (писателей, архитекторов, композиторов и других). Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23.04.32 г. предписывает ликвидацию существующих организаций в сфере художественного творчества и создание единых творческих союзов по линии всех видов искусств: союза советских писателей, союза советских архитекторов, союза советских композиторов и т.п.

Уничтожение разнообразных творческих объединений путем создания единой системы творческих союзов ознаменовало эпоху государственной монополизации сферы культуры и искусства.

В основу механизма финансирования творческих союзов в период социализма была заложена специфическая экономическая модель, идеологически базирующаяся на функции творческих союзов по защите авторских прав их членов. Рассмотрим эту модель на примере Союза композиторов.

Еще в 1939 г. Совнарком СССР постановляет образовать приСоюзе советских композиторов «особую общественную организацию под наименованием«Музыкальный фонд Союза ССР» и установить с 1 октября 1939 г. следующиеобязательные отчисления в него:

1) 5% от всех авторских гонораров, выплачиваемых издательствами за музыкальные произведения;

2) 2% (с 1948 г. — 1,5%) от валового сбора зрелищными предприятиями с музыкальных спектаклей и эстрадных концертов;

3) отчисления от публичных исполнений произведений:

  • признанных достоянием государства (отменено в 1954 г.);
  • не охраняемых авторским правом.

Однако полноценное функционирование Музыкального фонданачинается лишь в 50-х годах. При этом контроль над ежемесячным поступлениемвышеуказанных отчислений в полном объеме возлагается как на сам Музыкальныйфонд, так и на государственные финансовые органы.

Установленная система отчислений в Музыкальный фондпредполагала их централизацию на едином счете независимо от места получения (то есть, если членские взносы и некоторые другиепоступления могли аккумулироваться на счетах территориальных отделении Союзакомпозиторов СССР, то обязательные отчисления от авторских гонораров ипубличных исполнений со всей территории Советского Союза должны былицентрализованно поступать на единый счет Музыкального фонда).

Несмотря на декларируемую экономическую самостоятельностьМузыкального фонда, его функции по отношению к Союзу композиторов по существубыли аналогичны функциям хозяйственного управления при министерстве. Контрольнад его финансово-хозяйственной деятельностью осуществляла ревизионная комиссияСоюза композиторов. При этом членами Музыкального фонда практическиавтоматически становились все члены Союза композиторов.

Таким образом, по мере преодоления страной послевоенногоэкономического спада, Союз композиторов за счет пополнения средств Музыкальногофонда получает постоянно расширяющиеся возможности для развития своейорганизационно-экономической структуры. Активная пропаганда идеологическойполитики государства Союзом композиторов становится залогом возможностиполучения дополнительной государственной финансовой поддержки.

Система финансирования Союза композиторов СССР изображена на схеме 1, из которой явствует, что помимо главного источника доходов в виде установленных государством обязательных отчислений в Музыкальный фонд, в качестве крупных источников финансирования выступали также отчисления от доходов, принадлежащих Союзу композиторов и Музыкальному фонду предприятий, а также государственная финансовая поддержка.

Система финансирования Союза композиторов СССР

Схема 1. Система финансирования Союза композиторов СССР

Эти источники обеспечивали покрытие расходов на содержаниене только административного аппарата Союза композиторов и его территориальныхструктур, но и на постоянное развитие его социально-бытовой сферы(ведомственное жилье, поликлиники, автотранспортные базы, дома творчества,дачи, пионерские лагеря, детские сады и т.п.).

Подобным образом финансировались и другие творческие союзы.

 

Полностью статья опубликована в журнале Некоммерческие организации в России №5 / 2003

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».