Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N1 / 2004

Формы участия физических лиц в деятельности общественных объединений в свете современного законодательства

Р.В. Уткин,

начальник отдела регистра и правовой экспертизы
УМЮ РФ по Архангельской обл.,
аспирант Российской правовой академии МЮ РФ

Федеральный закон «Об общественных объединениях», принятый 19 мая 1995 года структурировал общественные объединения, подразделив их на пять организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности1.

Впоследствии появилась шестая форма — политическая партия. При этом только общественная организация (а позднее и политическая партия) основаны на членстве. Лица, принимающие участие в деятельности иных организационно-правовых форм именуются участниками. В гражданском законодательстве не раскрывается понятие «членство». В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» членами общественного объединения являются физические лица и юридические лицаобщественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Члены общественного объединения имеют равные права и равныеобязанности. Среди прав, которыми обеспечивается равенство членов, необходимовыделить право избирать и быть избранным в руководящие органы. Это, вчастности, означает, что при осуществлении права избирать руководителейобщественного объединения голос каждого члена должен иметь «одинаковый вес».Таким образом, не допускается неравенство при голосовании в зависимости отимущественного ценза, вклада в деятельность объединения (материального илинематериального) и т.д. В практике Управления Минюста России по Архангельскойобласти имеется случай, когда общественной организации автомобилистов былоотказано в регистрации изменений и дополнений в Уставе из-за того, что этиизменения предусматривали голосование на общем собрании в зависимости отколичества транспортных средств в собственности члена организации2.

Для остальных организационно-правовых форм общественныхобъединений наличия членства не предусмотрено. Лица, участвующие в деятельноститаких общественных объединений без обязательного оформления своего участия,именуются участниками. При этом понятие «участник» является, применительно кФедеральному закону «Об общественных объединениях», специфической правовойкатегорией. Дело в том, что согласно определению, данному Законом, «участники —это физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержкуцелям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие вего деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иноене предусмотрено уставом»3. Таким образом, какое-либо иноеюридическое лицо, не являющееся общественным объединением, не может называтьсяучастником, даже если оно и выразило поддержку целям или конкретным акциямобщественного объединения. В юридической публицистике подобное ограничениекруга лиц, официально участвующих в деятельности общественных объединений,подвергается отдельными авторами критике. Так, А.В. Орлов считает, что подобноеограничение существенно затрудняет участие иных субъектов в деятельностиобщественных объединений4. Возникает вопрос, могут ли у общественнойорганизации быть одновременно и члены, оформившие свое участие в деятельностиорганизации, и участники, не оформившие такового. Из практики известно, что немогут. В общественном объединении, основанном на членстве, не может быть лиц,обладающих неким специальным правовым статусом, не являющихся членамиорганизации. (Понятие «участник» в данном случае надлежит рассматривать именнокак специальный правовой статус5.)

За время работы с Федеральным законом «Об общественныхобъединениях» в Минюсте России и его территориальных органах накопилсяматериал, позволяющий проанализировать действенность этого закона, в том числеи применительно к организационно-правовым формам общественных объединений.Практика показала, что, как правило, от 80 до 90% регистрируемых общественныхобъединений избирают форму общественной организации.

В конце 90-х годов прошлого столетия наметилась устойчиваятенденция по перерегистрации общественных движений (в первую очередь —политических) в общественные организации. Это легко объяснить тем, что будучиочень похожими по роду целей и порядку управления, общественное движениеотличается от общественной организации лишь отсутствием членов. Посколькувысшим органом общественного движения является общее собрание участников,вполне очевидно стремление произвести учет участников движения, составив ихсписки, выдав им соответствующие удостоверения и т.п., что фактическипревращает их в членов, а общественное движение в общественную организацию.Очевидно, указание в Федеральном законе «Об общественных объединениях» наобщественное движение как организационно-правовую форму общественногообъединения явилось своего рода пережитком периода перестройки, когда массовыеобщественные движения играли существенную роль в политической и общественнойжизни страны. Однако поместить те движения, характеризующиеся нестабильностьюсостава участников, территории деятельности, отсутствием документов, четкоопределяющих форму и цели движения, стихийностью в действиях, в рамки четкоопределенной структуры организационно-правовой формы не представляетсявозможным, да это и не нужно. Массовые общественные движения отошли в прошлоевместе с эпохой, их породившей. Складывающаяся на основе Конституции РоссийскойФедерации 1993 года общественно-политическая система потребовала совершенноиных форм и структур объединений граждан. Сегодня, в особенности на фонепринятия Федерального закона «О политических партиях»6, общественноедвижение выглядит по сравнению с общественной организацией лишней, надуманнойформой.

Еще одну категорию лиц, участвующих в деятельностиобщественного объединения, — учредителей — Закон не наделяет какими-либоспецифическими правами. Предполагается, что после принятия на общем собранииучредителей решения о создании общественного объединения, учредителиобщественной организации автоматически становятся ее членами, а учредителидругих общественных объединений — ее участниками. Тем не менее, в рядеучредительных документов (в первую очередь — общественных фондов) учредителинаделяются неким особым статусом. При этом остальные участники объединения вуставе, как правило, вообще не упоминаются. В этом случае мы можем говорить онеравенстве прав участников фонда, каковыми являются в том числе и учредители,а это уже нарушение законодательства. Статья 6 Федерального закона «Об общественныхобъединениях» гласит, что участники общественного объединения имеют равныеправа и несут равные обязанности. В то же время, скажем, руководящий органфонда может быть в том числе сформирован по решению учредителей, принятому ввиде рекомендаций или персональных назначений. Если участие учредителей вформировании первого состава постоянно действующего руководящего органа невызывает сомнений с точки зрения закона, то впоследствии, при наличии другихучастников, права последних также должны быть учтены.

Вызывает сомнение и возможность наделения кого-либо правамиучредителей уже в процессе деятельности общественного объединения. Законопределяет учредителей так: «физические лица и юридические лица — общественныеобъединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которомпринимается устав общественного объединения, формируются его руководящие иконтрольно-ревизионные органы»7. Таким образом, называтьучредителями лиц, не принимавших участие в учредительном собрании(конференции), едва ли правомерно.

На основании изложенного оправданным видится установлениеединого статуса для лиц, принимающих участие в деятельности общественныхобъединений. Если порядок приобретения этого статуса и основные егохарактеристики должны быть закреплены в федеральном законодательстве, тоособенности, связанные с пребыванием в том или ином объединении, могут бытьурегулированы уставом самого общественного объединения. Таким статусом можетстать членство как универсальная форма связи лица и объединения с точки зренияконституционного права. Понятия же «участник» и «учредитель» следует отнестиисключительно к гражданско-правовой характеристике общественного объединения.

1 Об общественных объединениях. Федеральный законот 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 22 мая.№ 21, ст. 1930.

2 Текущий архив Управления МЮ РФ по Архангельской области. д. № 16-07/1286, л. 24.

3 Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 22 мая. № 21, ст. 1930.

4 Орлов А.В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы Федерального закона «Об общественных объединениях». // Юрист. — 2000. — № 6. — С. 54.

5 Ефимова и Ченцов отмечают неточность в даваемых законодателем понятиях «участник» и «член» и различную трактовку соотношения этих понятий в федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях». См.: Ефимова О.С., Ченцов Н.В. Гражданско-правовое регулирование общественных объединений»: Учебное пособие. — Тверь: ТвГУ, 1999. — С. 7.

6 О политических партиях. Федеральный закон от 11 июля  2001 года № 95-ФЗ // Российская газета. 2001. 14 июля.  № 133.

7 Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. 22 мая. № 21, ст. 1930.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».