Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N1 / 2004

О бухгалтерском учете, налогообложении и отчетности нотариальных палат

Л.В. Попова,

д.э.н., профессор Орловского государственного технического университета
 
И.А. Маслова,
к.э.н., доцент Орловского государственного технического университета
 
Л.Н. Шелобанова,
бухгалтер НКО «Адвокат», г. Орел

Нотариальная палата — профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве занимающихся частной практикой нотариусов. Нотариальные палаты создаются в каждом областном центре Российской Федерации. Нотариальная палата является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовой статус общественного объединения.

Законодательством РФ предусмотрено, что некоммерческая организация (НКО) осуществляет свою деятельность на основе годовой сметы, которая подготавливается финансовым отделом или бухгалтерией, а затем утверждается высшим органом управления организации на основе решения общего собрания органа управления.

В таблице 1 представлена смета областной нотариальной палаты.

Синтетический учет в нотариальной палате осуществляется сиспользованием пассивного счета 86 «Целевое финансирование» для учетапоступления средств для уставной непредпринимательскойдеятельности и активного счета 26 «Общехозяйственные расходы» для учетарасходования этих средств.

Поступление денежных средств от внесения членских взносовпроисходит 2 способами: перечислением денежных средств на расчетный счеторганизации или их непосредственным внесением в кассу. Соответственно в первомслучае приход денежных средств оформляется платежным поручением, а во втором —приходным кассовым ордером, который регистрируется в журнале регистрацииприходных и расходных кассовых ордеров. Для учета поступивших членских взносовсоставляется ведомость их учета.

Отражение операций по поступлению членских взносов внотариальные палаты производится следующим образом:

Сумма денежных средств со счета 71 «Расчеты с подотчетнымилицами» списывается за счет целевых поступлений:

Дебет 86

Кредит 71

Приобретение основных средств в нотариальных палатах оформляется актом приемки-передачи, на основании которого открывается инвентарная карточка на каждый объект основных средств. А в случае списания данного объекта оформляется акт на списание основных средств и делается соответствующая отметка в инвентарной карточке о выбытии объекта. Данные этих карточек затем переносятся в журнал-ордер № 13 по кредиту счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» и в книгу учета основных средств и начисления амортизации по тем объектам, которые были приобретены до 01.01.2000 г., а по остальным объектам ведется учет начисления износа. Это связано с введением поправок приказом Министерства финансов РФ от 24.03.2000 г. №31н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Согласно этим поправкам объекты основных средств, приобретенные до 01.01.2000 г., амортизируются в ранее действовавшем порядке. А для учета износа основных средств, по которым амортизация не начисляется, используется забалансовый счет 010 «Износ основных средств».

Таблица 1

Годовая смета нотариальной палаты

Наименование статей доходов и расходов

Планируемые расходы

в % отношении от поступлений

в тыс. руб.

    Остаток средств на начало года  

100

 

Раздел I. Планируемые поступления

   

1.1

  Членские взносы  

1900

1.2

  Прочие поступления    
    Итого по разделу I  

1900

 

Раздел II. Планируемое использование

   

2.1

  Материальная помощь и компенсации нотариусам

5

100

2.2

  Отчисления от компенсации    

2.3

  Расходы на командировки

2

40

2.4

  Благотворительная помощь

2,5

50

2.5

  Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.

2

40

2.6

  Типографская продукция

6

120

2.7

  Фонд заработной платы штатных работников включая социальные выплаты

18,9

378

2.8

  Отчисления от заработной платы

2,7

54

2.9

  Содержание офиса

2,7

55

2.10

  Ремонт основных средств и иного имущества

0,3

5

2.11

  Услуги связи

2

40

2.12

  Почтовые расходы

0,5

10

2.13

  Информационные услуги

1,7

35

2.14

  Выписка прессы

2,3

45

2.15

  Канцелярские товары, бумага, бланки

1,7

35

2.16

  Представительские расходы

0,5

10

2.17

  Прочие и непредвиденные расходы

3

60

2.18

  Выступления в средствах массовой информации

1,3

25

2.19

  Повышение квалификации

2,5

50

2.20

  Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества

2,5

50

2.21

  Взносы в ФНП

17

339

2.22

  Единый налог

0,5

10

    Итого по разделу II  

1551

    Планируемый остаток средств на конец отчетного периода

22,4

449

Приобретение основных средств и иного имущества осуществляется в нотариальных палатах за счет целевых поступлений:

  1. Приобретен принтер1

    Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

    Кредит 51                                      3155-00

  2. принтер введен в эксплуатацию:

    Дебет 01 «Основные средства»

    Кредит 08                                      3155-00

  3. Отражен источник финансирования по приобретенному принтеру:

    Дебет 86

    Кредит 83 «Добавочный капитал»                                      3155-00

Амортизация начисляетсялинейным способом по объектам основных средств, приобретенным до01.01.2001 г.:

Дебет 26

Кредит 02 «Амортизация основных средств»                                      350-59

По остальным объектамначисляется износ на забалансовом счете 010 «Износосновных средств» в конце каждого отчетного периода:

Дебет 010 «Износ основных средств»                                       14 330-00

Списание объектовосновных средств производится следующимикорреспонденциями:

  1. Отражена стоимость выбывшего объекта:

    Дебет 01/в «Выбытие основных средств»

    Кредит 01                                      3155-00

  2. Списана стоимость выбывшего объекта:

    Дебет 83

    Кредит 01/в                                      3155-00

Завершающим этапомучетного процесса в нотариальных палатах является составление бухгалтерскойотчетности, дающей полное и достоверное представление об имущественном ифинансовом положении организации и о результатах ее деятельности.

Нотариальные палаты, какобщественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, всоставе годовой бухгалтерской отчетности представляют:

1) бухгалтерский баланс — форма № 1;

2) отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

3) отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6.

Кроме того, они представляют в налоговые органы толькогодовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), чтозакреплено в ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для обобщения информации о полученных доходах и произведенныхрасходах организации наибольшее значение имеет форма № 6 бухгалтерскойотчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств», которую нотариальные палаты как общественные организации вотличие от других НКО предоставляют в обязательном порядке в составе годовойбухгалтерской отчетности. В данной форме отражается информация по уставнойдеятельности, об остатках средств, ранее поступивших в качестве членскихвзносов и прочих источников, данные о поступлении указанных средств и ихрасходовании в течение отчетного года, об остатках на конец отчетного года.

В нотариальных палатах также ведется расшифровка строк№ 060, № 083 и № 096 формы № 6 бухгалтерской отчетности«Отчет о целевом использовании полученных средств». Расшифровки одновременноявляются аналитическим регистром прочих доходов, прочих расходов на содержаниеаппарата управления и иных мероприятий.

Также большое значение имеет отчет об исполнении сметыдоходов и расходов. Данный документ содержит фактические суммы показателейдеятельности палаты с указанием направления их расходования в разрезе каждойстатьи расходов. Затем фактические данные сверяются с запланированными по смете и выявляется остаток неиспользованных средств или ихперерасход.

Что касается налоговой отчетности, то согласно ст. 246 НК РФс 1 января 2002 года все НКО, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскуюдеятельность, являются плательщиками налога на прибыль и обязаны предоставлятьв налоговый орган отчетность по указанному налогу.

Однако нотариальная палата, у которой не возникаетобязательств по уплате налога, предоставляет налоговую декларацию один раз вгод, не позднее 28 марта года, следующего за отчетным,и по упрощенной форме. В составе налоговой декларации предоставляется тольколист 14 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежныхсредств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности,целевых поступлений, целевого финансирования» в связи с тем, что доходы,использованные не по целевому назначению, являются объектом обложения налога наприбыль.

Данный отчет в составе налоговой декларации подается вналоговый орган по окончании отчетного года. Также в соответствии со ст. 80 НКРФ, согласно которой налоговая декларация подается по каждому налогу,подлежащему уплате организацией, нотариальные палаты подают декларацию по НДФЛи по ЕСН. Т.е. в конце отчетного года на основе налоговой карточки по учетудоходов и НДФЛ составляется справка о доходах физических лица за отчетный год.И ежегодно, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом, организация представляет налоговую декларацию по ЕСН, а такжерасчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования и декларацию постраховым взносам.

1 В данном примере неотражен учет «входного» НДС. Обычно он списывается  на счет 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» проводкой: дебет счета 19, кредит счета 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», а после этого, как невозмещаемый налог, относитсяна увеличение вложений во внеоборотные активы и далеена увеличение первоначальной стоимости основных средств проводкой: дебет счета08, кредит счета 19. Кроме того, должен быть отражен в учетной политикестоимостной критерий отнесения имущества к основным средствам. (Прим. ред.)

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».