д.э.н., профессор Орловского государственного технического университета
И.А. Маслова,
к.э.н., доцент Орловского государственного технического университета
Л.Н. Шелобанова,
бухгалтер НКО «Адвокат», г. Орел
Нотариальная палата — профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве занимающихся частной практикой нотариусов. Нотариальные палаты создаются в каждом областном центре Российской Федерации. Нотариальная палата является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовой статус общественного объединения.
Законодательством РФ предусмотрено, что некоммерческая организация (НКО) осуществляет свою деятельность на основе годовой сметы, которая подготавливается финансовым отделом или бухгалтерией, а затем утверждается высшим органом управления организации на основе решения общего собрания органа управления.
В таблице 1 представлена смета областной нотариальной палаты.
Синтетический учет в нотариальной палате осуществляется сиспользованием пассивного счета 86 «Целевое финансирование» для учетапоступления средств для уставной непредпринимательскойдеятельности и активного счета 26 «Общехозяйственные расходы» для учетарасходования этих средств.
Поступление денежных средств от внесения членских взносовпроисходит 2 способами: перечислением денежных средств на расчетный счеторганизации или их непосредственным внесением в кассу. Соответственно в первомслучае приход денежных средств оформляется платежным поручением, а во втором —приходным кассовым ордером, который регистрируется в журнале регистрацииприходных и расходных кассовых ордеров. Для учета поступивших членских взносовсоставляется ведомость их учета.
Отражение операций по поступлению членских взносов внотариальные палаты производится следующим образом:
Сумма денежных средств со счета 71 «Расчеты с подотчетнымилицами» списывается за счет целевых поступлений:
Дебет 86
Кредит 71
Приобретение основных средств в нотариальных палатах оформляется актом приемки-передачи, на основании которого открывается инвентарная карточка на каждый объект основных средств. А в случае списания данного объекта оформляется акт на списание основных средств и делается соответствующая отметка в инвентарной карточке о выбытии объекта. Данные этих карточек затем переносятся в журнал-ордер № 13 по кредиту счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» и в книгу учета основных средств и начисления амортизации по тем объектам, которые были приобретены до 01.01.2000 г., а по остальным объектам ведется учет начисления износа. Это связано с введением поправок приказом Министерства финансов РФ от 24.03.2000 г. №31н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Согласно этим поправкам объекты основных средств, приобретенные до 01.01.2000 г., амортизируются в ранее действовавшем порядке. А для учета износа основных средств, по которым амортизация не начисляется, используется забалансовый счет 010 «Износ основных средств».
Таблица 1
Годовая смета нотариальной палаты
№
|
Наименование статей доходов и расходов
|
Планируемые расходы
|
в % отношении от поступлений
|
в тыс. руб.
|
|
Остаток средств на начало года |
|
100
|
|
Раздел I. Планируемые поступления
|
|
|
1.1
|
Членские взносы |
|
1900
|
1.2
|
Прочие поступления |
|
|
|
Итого по разделу I |
|
1900
|
|
Раздел II. Планируемое использование
|
|
|
2.1
|
Материальная помощь и компенсации нотариусам |
5
|
100
|
2.2
|
Отчисления от компенсации |
|
|
2.3
|
Расходы на командировки |
2
|
40
|
2.4
|
Благотворительная помощь |
2,5
|
50
|
2.5
|
Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п. |
2
|
40
|
2.6
|
Типографская продукция |
6
|
120
|
2.7
|
Фонд заработной платы штатных работников включая социальные выплаты |
18,9
|
378
|
2.8
|
Отчисления от заработной платы |
2,7
|
54
|
2.9
|
Содержание офиса |
2,7
|
55
|
2.10
|
Ремонт основных средств и иного имущества |
0,3
|
5
|
2.11
|
Услуги связи |
2
|
40
|
2.12
|
Почтовые расходы |
0,5
|
10
|
2.13
|
Информационные услуги |
1,7
|
35
|
2.14
|
Выписка прессы |
2,3
|
45
|
2.15
|
Канцелярские товары, бумага, бланки |
1,7
|
35
|
2.16
|
Представительские расходы |
0,5
|
10
|
2.17
|
Прочие и непредвиденные расходы |
3
|
60
|
2.18
|
Выступления в средствах массовой информации |
1,3
|
25
|
2.19
|
Повышение квалификации |
2,5
|
50
|
2.20
|
Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества |
2,5
|
50
|
2.21
|
Взносы в ФНП |
17
|
339
|
2.22
|
Единый налог |
0,5
|
10
|
|
Итого по разделу II |
|
1551
|
|
Планируемый остаток средств на конец отчетного периода |
22,4
|
449
|
Приобретение основных средств и иного имущества осуществляется в нотариальных палатах за счет целевых поступлений:
- Приобретен принтер1
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит 51 3155-00
- принтер введен в эксплуатацию:
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08 3155-00
- Отражен источник финансирования по приобретенному принтеру:
Дебет 86
Кредит 83 «Добавочный капитал» 3155-00
Амортизация начисляетсялинейным способом по объектам основных средств, приобретенным до01.01.2001 г.:
Дебет 26
Кредит 02 «Амортизация основных средств» 350-59
По остальным объектамначисляется износ на забалансовом счете 010 «Износосновных средств» в конце каждого отчетного периода:
Дебет 010 «Износ основных средств» 14 330-00
Списание объектовосновных средств производится следующимикорреспонденциями:
- Отражена стоимость выбывшего объекта:
Дебет 01/в «Выбытие основных средств»
Кредит 01 3155-00
- Списана стоимость выбывшего объекта:
Дебет 83
Кредит 01/в 3155-00
Завершающим этапомучетного процесса в нотариальных палатах является составление бухгалтерскойотчетности, дающей полное и достоверное представление об имущественном ифинансовом положении организации и о результатах ее деятельности.
Нотариальные палаты, какобщественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, всоставе годовой бухгалтерской отчетности представляют:
1) бухгалтерский баланс — форма № 1;
2) отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
3) отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6.
Кроме того, они представляют в налоговые органы толькогодовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), чтозакреплено в ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Для обобщения информации о полученных доходах и произведенныхрасходах организации наибольшее значение имеет форма № 6 бухгалтерскойотчетности «Отчет о целевом использовании полученных средств», которую нотариальные палаты как общественные организации вотличие от других НКО предоставляют в обязательном порядке в составе годовойбухгалтерской отчетности. В данной форме отражается информация по уставнойдеятельности, об остатках средств, ранее поступивших в качестве членскихвзносов и прочих источников, данные о поступлении указанных средств и ихрасходовании в течение отчетного года, об остатках на конец отчетного года.
В нотариальных палатах также ведется расшифровка строк№ 060, № 083 и № 096 формы № 6 бухгалтерской отчетности«Отчет о целевом использовании полученных средств». Расшифровки одновременноявляются аналитическим регистром прочих доходов, прочих расходов на содержаниеаппарата управления и иных мероприятий.
Также большое значение имеет отчет об исполнении сметыдоходов и расходов. Данный документ содержит фактические суммы показателейдеятельности палаты с указанием направления их расходования в разрезе каждойстатьи расходов. Затем фактические данные сверяются с запланированными по смете и выявляется остаток неиспользованных средств или ихперерасход.
Что касается налоговой отчетности, то согласно ст. 246 НК РФс 1 января 2002 года все НКО, как ведущие, так и не ведущие предпринимательскуюдеятельность, являются плательщиками налога на прибыль и обязаны предоставлятьв налоговый орган отчетность по указанному налогу.
Однако нотариальная палата, у которой не возникаетобязательств по уплате налога, предоставляет налоговую декларацию один раз вгод, не позднее 28 марта года, следующего за отчетным,и по упрощенной форме. В составе налоговой декларации предоставляется тольколист 14 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежныхсредств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности,целевых поступлений, целевого финансирования» в связи с тем, что доходы,использованные не по целевому назначению, являются объектом обложения налога наприбыль.
Данный отчет в составе налоговой декларации подается вналоговый орган по окончании отчетного года. Также в соответствии со ст. 80 НКРФ, согласно которой налоговая декларация подается по каждому налогу,подлежащему уплате организацией, нотариальные палаты подают декларацию по НДФЛи по ЕСН. Т.е. в конце отчетного года на основе налоговой карточки по учетудоходов и НДФЛ составляется справка о доходах физических лица за отчетный год.И ежегодно, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом, организация представляет налоговую декларацию по ЕСН, а такжерасчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования и декларацию постраховым взносам.
1 В данном примере неотражен учет «входного» НДС. Обычно он списывается на счет 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» проводкой: дебет счета 19, кредит счета 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками», а после этого, как невозмещаемый налог, относитсяна увеличение вложений во внеоборотные активы и далеена увеличение первоначальной стоимости основных средств проводкой: дебет счета08, кредит счета 19. Кроме того, должен быть отражен в учетной политикестоимостной критерий отнесения имущества к основным средствам. (Прим. ред.) |