Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N1 / 2004

Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России(опыт учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга)

Шекова Е.Л.,

к.э.н., ст.преподаватель,
зам. зав. каф. теории менеджмента факультета менеджмента СПбГУ

В настоящее время в российской некоммерческой сфере все больше внимания уделяется развитию такого направления менеджмента, как фандрейзинг1. Многие некоммерческие организации активно занимаются привлечением средств из различных источников. Однако развитие фандрейзинга в России сталкивается с целым рядом проблем. Это проблемы разграничения благотворительной и спонсорской деятельности, вопросы стимулирования благотворительной деятельности и др. Данная статья базируется на исследовании автором фандрейзинговых программ государственных некоммерческих организаций культуры Москвы и Санкт-Петербурга за 2000—2002 гг.

Введение

В условиях перехода к рыночным отношениям в России ряд существенных изменений претерпела структура финансирования некоммерческих организаций, причем особенно тех, которые финансировались из бюджетов различных уровней. Если еще в середине 1990-х гг. государственные некоммерческие организации почти полностью финансировались из бюджетных источников, то в настоящее время государственные субсидии составляют в среднем лишь 20—40% доходов данных некоммерческих организаций. В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции.

Во-первых, большое внимание уделяется привлечению спомощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные,спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только окорпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения вбюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайнемала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этомбольшинство граждан оказывает разовую помощь (69%) [3, с. 52]. Это связано снизким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительнойдеятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствиемэффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороныгосударства.

Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кромеблаготворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительныйудельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительныхфондов и организаций [8, с. 590].

В-третьих, в бюджете государственных и негосударственныхнекоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы —поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности могут складываться из выручкиот реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров,конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок,гастролей и т. д. Предпринимательская деятельность организаций сводится креализации печатной и сувенирной продукции, предоставлению различных платныхуслуг, а также к работе кафе, ресторанов, видеоцентров, автомобильных стоянок ит. д. В отдельных некоммерческих организациях собственные доходы достигаютдо 80 % всех поступлений [9, с. 61].

В частности, анализ структуры финансирования государственных некоммерческих организаций за 2002 г. по данным внутренней годовой отчетности показал, что доходы от фандрейзинга могут составлять в бюджете государственных некоммерческих организаций значительную часть (в Большом театре — 39%, Мариинском театре — 35% (см. рис. 1), Эрмитаже — 37%, Государственной Третьяковской галерее — 33%).

Доходы Государственного академического Мариинского театра в 2002 г.

Рис. 1. Доходы Государственного академического Мариинского театра в 2002 г.

Источник: Государственный академический Мариинский театр. Данные внутренней отчетности.

Однако во многих государственныхнекоммерческих организациях доходы от фандрейзинга играют скромную роль (вРусском музее — 6%, Музее истории Санкт-Петербурга — 4%, МХАТе — 3%,Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — 2%, Государственном историческом музее — 3%).

Кроме того, детальное исследование автором фандрейзинговыхпоступлений в данных учреждениях культуры показало, что в действительностидоходы от фандрейзинга несколько иные. В одних учреждениях культуры к доходамот фандрейзинга относят поступления от коммерческой деятельности, в других —наоборот, фандрейзинговые поступления не включают членских взносов в клубы,общества друзей и т.д. Причем данная проблема актуальна не только дляучреждений культуры, но и для других государственных и негосударственныхнекоммерческих организаций [6; 12 и др.]

Цель статьи — проанализировать методологические проблемы,условия и перспективы развития фандрейзинга в некоммерческой сфере России.

  1. Проблемы методологии
  2. Современный понятийно-терминологический аппарат
    • Благотворительность и спонсорство
    • Патронаж
    • Пожертвование
    • Членство (membership)
    • Гранты
  3. Уточнение понятийно-терминологического аппарата

1 Фандрейзинг (от англ. fundraising — рост фондов)— направление менеджмента, нацеленное на привлечение внешних источниковфинансирования для развития преимущественно некоммерческой деятельности.

 

Полностью статья опубликована в журнале Некоммерческие организации в России №1 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».