Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"новинка

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга)

Шекова Е.Л.,

к.э.н.,
ст. преподаватель,
зам. зав. кафедрой теории менеджмента факультета менеджмента СПбГУ

(Окончание, начало см. в журнале
«Некоммерческие организации в России», № 1/18, 2004 год).

Проблемы налогового стимулирования в рамках фандрейзинга

Другой, не менее острой проблемой развития фандрейзинга в стране является отсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющих средства в ходе фандрейзинга.

Согласносоциологическому исследованию ВЦИОМ, 76% представителей российских коммерческихкомпаний оценили условия для ведения благотворительной деятельности в странескорее как неудовлетворительные. Причем названные ими причины сложившейсяситуации в основном связаны с государственной политикой, а именно:несовершенством налоговой и законодательной сфер, а также недостаткомгосударственной поддержки и признания благотворителей. Большинство опрошенныхособо подчеркивали, что существующая налоговая политика не оказывает заметноговлияния на рост поддержки некоммерческих организаций со стороны физических июридических лиц.

Федеральныеналоговые льготы для физических лиц. Согласно ст. 219 главы 23Налогового кодекса РФ от 5.08.2000 № 117-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2001г., при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лицналогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов «в суммедоходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощиорганизациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социальногообеспечения, частично или полностью финансируемымиз средств соответствующих бюджетов, а такжефизкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениямна нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а такжев сумме пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозныморганизациям на осуществление ими уставной деятельности — в размере фактическипроизведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного вналоговом периоде».

Отсюдаследует, что применение данной налоговой льготы ограничено, с одной стороны,суммой, на которую уменьшается налогооблагаемая база по налогу на доходыфизических лиц, а с другой стороны, условием оказания помощи организациямнауки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения только вденежной форме и исключительно финансируемым из бюджета.

Первоеограничение является новым, введенным с 1 января 2001 г. Налоговым кодексом. До 31 декабря 2000 г. в соответствии с утратившим силу законом РФ«О подоходном налоге с физических лиц» 1991 г., рассматриваемая налоговаяльгота распространялась на всю сумму дохода, учитываемого при налогообложенииза соответствующий календарный год, т. е. закон не ограничивал суммы, которыемогут направляться на благотворительные цели и на которые может уменьшатьсяналогооблагаемый доход физического лица. Однако, несмотря на отсутствиев законе данного ограничения уровень благотворительности в некоммерческой сферевсе равно оставался крайне низким. Таким образом, можно утверждать, чтовведенное Налоговым кодексом ограничение вряд ли окажет существенное влияние наснижение объемов благотворительной деятельности в стране.

Второеусловие, оговаривавшееся также и в законе «О подоходном налоге с физическихлиц», существенно тормозило и тормозит развитие фандрейзинга в некоммерческойсфере, так как под льготу не подпадают натуральная безвозмездная поддержка(передача товарно-материальных ценностей, предоставление услуг и добровольныхработ), а также поддержка тех некоммерческих организаций науки, культуры,образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые нефинансируются из средств бюджетов. Учитывая тот факт, что с каждым годом всеменьше и меньше подобных некоммерческих организаций являются получателямибюджетных средств, масштабы применения данной налоговой льготы имеет тенденциюк сокращению.

Кроме того, необоснованным выглядит распространение данных ограничений на организации вышеперечисленных направлений деятельности, ставящее их в менее выгодное положение по сравнению, например, с религиозными и физкультурно-спортивными организациями. Причем на практике приоритеты при выборе сфер поддержки согласно результатам исследования ВЦИОМ отдаются в меньшей степени организациям науки и образования, чем религиозным и спортивным организациям (см. табл.).

Приоритеты при выборе сфер поддержки сотрудниками компаний в РФ (2002 г.)

Сфера поддержки

Число респондентов, оказавших поддержку, %

1

Социальное обеспечение

29

2

Здравоохранение

20

3

Культура и искусство

12

4

Религия

12

5

Спорт

10

6

Экология

10

7

Образование

8

8

Наука

7

Источник: Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования. М., 2002.

Как видно из таблицы, наряду со спортивнымиорганизациями сотрудниками российских компаний большое внимание уделяетсяподдержке организаций, реализующих экологические программы. Однако поддержкатаких организаций не дает права на льготу по налогу на доходы физических лиц,что также можно относить к недоработке налогового законодательства РФ.

Для сравнения приведем данные по США.

В США для частных лицпри направлении благотворительных средств в денежной и натуральной формах внекоммерческие организации различных сфер деятельности от налога освобождаетсядо 50% совокупного дохода, при условии наличия льготного налоговогостатуса неприбыльной организации.

Таким образом, в США критерием определения налоговых льгот для благотворителей выступает не наличие бюджетного финансирования и принадлежность к определенным сферам деятельности некоммерческих организаций, а их налоговый статус, что расширяет сами возможности получения льгот для частных лиц. Кроме того, под льготу подпадают натуральные благотворительные взносы в некоммерческие организации, и сумма, на которую может уменьшаться налогооблагаемый доход физического лица, в два раза выше российского уровня.

Также в статье читайте:

    • Федеральные налоговые льготы для юридических лиц
    • Налоговые льготы для юридических лиц на уровне субъектов федерации
  • Совершенствование налогового стимулирования в рамках фандрейзинга
  • Новые источники финансирования некоммерческих организаций
    • Не облагаемые налогом муниципальные облигации
    • Резервные взносы (reserve епdоwтепt)

 

 

 

Полностью статья опубликована в журнале Некоммерческие организации в России №2 / 2004

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».