Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"новинка

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N2 / 2004

Виды хозяйственного учета. Простая система учета и сферы ее применения

М.Л. Макальская,

к.э.н.,
гл. редактор журнала «Некоммерческие организации в России»

«Хозяйственный учет» — понятие более широкое, чем «бухгалтерский учет». Бухгалтерский учет — это один из видов хозяйственного учета. Он базируется на определенных принципах, о которых мы говорили в предыдущем номере. В частности, для него обязательна двойная запись и отражение всех хозяйственных средств и их источников в денежном измерителе.

Из других видов хозяйственного учета обычно выделяются статистический учет и оперативный учет.

Эти виды хозяйственного учета не требуют двойной записи, обязательного денежного измерителя, равно, как и соблюдения других принципов, обязательных для бухгалтерского учета.

Статистический учет формирует информацию для статистической отчетности и может в ряде случаев обходиться вообще без денежных измерителей, например, использовать натуральныеизмерители, такие как количество работающих, количество отработанныхчеловеко-часов, человеко-дней. Следовательно, оценка в денежном измерении вэтом виде учета применяется не всегда. Другие принципы также либо в отдельныхслучаях применяются фрагментарно, либо не применяются совсем. Исключение составляетпринцип составления отчетности. Но результатом статистического учета являетсяособая, статистическая отчетность. В настоящее время все некоммерческиеорганизации представляют органам статистики отчетность по основным средствам.Это форма № 11-краткая «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств)некоммерческих организаций» и Инструкция по ее заполнению утвержденныеПостановлением Госкомстата РФ от 27.12.2002 № 226.

Кроме того проводится единовременное наблюдение по установленномуорганами статистки перечню некоммерческих организаций и заполняется форма №1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Это наблюдениепроводилось по данным 1998 года, 2000 года и будет проведено по данным 2003года (в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 26 июня 2000 года№ 53).

Ряд форм статистической отчетности представляется регулярно по перечню,установленному органами государственной статистики. Это, например, месячнаяформа № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».Отдельная форма статистической отчетности предусмотрена для организаций,осуществляющих инвестиции, включая некоммерческие организации.

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, заполняют еще ряд формстатистической отчетности.

В некоммерческой организации обычно не формируется отдельная системастатистического учета (в отличие от бухгалтерского учета). Статистическаяотчетность обычно заполняется бухгалтером по данным бухгалтерского иоперативного учета.

Оперативный учет формирует информацию для оперативного управления организацией. Ониспользуется, например, при составлении табеля учета отработанного времени.Предметом учета в данном случае будет выход или не выход на работу по тем илииным причинам. Оперативный учет является также как бы вспомогательным поотношению к бухгалтерскому учету. Так, на основании табеля учета отработанноговремени определяется количество отработанных и неотработанных дней и далее —размер заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и т.д. Однакоон может быть и самостоятельным видом учета, данные которого используются вуправлении организацией.

В последнее время появилось понятие «налоговый учет». По данным налогового учетазаполняется налоговая отчетность — налоговые декларации.

С 1 января 2002 г. все организации, включая некоммерческие, обязаны вести налоговыйучет с целью определения налоговой базы для расчета налога на прибыль и для определении налоговой базы по другим налогам.

Налоговый учет, как и бухгалтерский учет, использует данные первичных документов. В ст.313 НК РФ определено, что налоговый учет — это система обобщения информации дляопределения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов,сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Однако если вбухгалтерском учете находит свое отражение каждый первичный документ, то вналоговом — только те первичные документы, которые прямо связаны сналогообложением.

Помимо этого в настоящее время налоговый учет и налоговая отчетность тесно связаны с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью(в отличие от статистического и оперативного) через систему счетов. ПриказомМинфина России от 07.05.2003 № 38н в План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций введены счета 09 «Отложенныеналоговые обязательства» и 77 «Отложенные налоговые активы».

В соответствии с этим, начиная с отчетности за 2003 г., внесены дополнения и в бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут налоговыйучет в книге учета доходов и расходов. От ведения бухгалтерского учета ониосвобождены*.

В этой книге двойная запись не применяется. Книга учета доходов и расходов является одним из примеров использования простой системы учета**.

Основная таблица книги, заполняемая отдельно за каждый квартал, имеет следующий вид:

И т.д.

Обратитевнимание на порядок заполнения таблицы.

В графе 1 указывается порядковый номер регистрируемой операции.

В графе 2 указываются дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.

В графе 3 указывается содержание регистрируемой операции.

В графе 4 организации отражают все полученные доходы.

В графе 5 организации отражают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. В данной графе организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Следовательно, некоммерческая организация, не ведущая предпринимательскую деятельность, может отразить в этой графе только свои внереализационные доходы, если они есть.

В графе 6 налогоплательщики отражают все расходы, произведенные в результате осуществления предпринимательской деятельности. Эта графа заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В графе 7 налогоплательщики отражают расходы, указанные в статье 346.16 и пункте 6 статьи 346.18 Кодекса. Эта графа заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Следуетотметить, что не все операции и в бухгалтерском учете отражаются методомдвойной записи. Мы имеем в виду забалансовый учет. ВИнструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказомМинистерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.,говорится:

«Забалансовые счета предназначены для обобщения информации оналичии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании илираспоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностейна ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств,а также для контроля за отдельными хозяйственнымиоперациями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе».

Итак,в настоящее время простая система учета применяется в отношении налоговогоучета и как отдельный элемент системы бухгалтерского учета, имеющийограниченную сферу применения.

Хочетсяподчеркнуть, что смысл использования простой системы учета — в упрощенииучетных операций. Основная сфера применения — небольшие организации, ведущиеопределенные виды деятельности. Для некоммерческих организаций эта системазаконодательно закреплена только в налоговом законодательстве. И применительнок тем организациям, которые официально (с соблюдением всех требований главы26.2 НК РФ) перешли на упрощенную систему налогообложения.

Проверь себя (см. домашнее задание по теме: «Основныепринципы ведения бухгалтерского учета и их применение в некоммерческих организациях»в журнале «Некоммерческие организации в России, № 1, 2004 год).

1. Бухгалтерский баланс.

2а) дебет счета 50 «Касса», кредит счета 51 «Расчетные счета» — 600 руб.

2б) дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (86 «Целевое финансирование»2), кредит счета 51 — 5000 руб.

* В пункте 3 статьи 4Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «Организации, перешедшиена упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведениябухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом». (Пункт 3введен Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ.)

** Ведение книги учета доходов и расходов былоразрешено малым предприятиям с небольшим штатным составом в рамках ведениябухгалтерского учета.

1 По общим правилам ведения бухгалтерского учета счет 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно закрывается, его остаток списывается на счет 20 «Основное производство» и показывается в бухгалтерском балансе как незавершенное производство. Это не соответствует сути некоммерческой деятельности. В этой ситуации некоммерческие организации часто используют счет 86 «Целевое финансирование» как для учета поступления средств, так и для учета их расходования, отразив это в учетной политике. В этом случае бухгалтерский баланс будет выглядеть так:

2 В зависимости от учетной политики.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».