Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N4 / 2004

Авторское право: юридический и бухгалтерский аспекты

В.В. Костикова,

юрист

Многие некоммерческие организации, приобретая и используя произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, аудио- и видеозаписи, сталкиваются с проблемами, касающимися авторского права. Как показывает практика, эти проблемы чаще всего связаны с незнанием того, что же такое авторское право, как возникают и кому могут принадлежать авторские права, как их можно использовать и защищать. В результате это приводит к массовым нарушениям авторских прав и в конечном итоге — к предъявлению в суды авторами и обладателями исключительных авторских прав исков о защите этих прав.

В данной статье речь пойдет о наиболее важных положениях авторского права, знание которых поможет организации правомерно использовать авторские произведения.

Российское законодательство об авторском праве

Вот уже 10 лет в России действует Закон РФ от 09 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 5351-I), разработанный с учетом основных международных соглашений по охране авторских прав. Этот Закон занимает центральное место среди законодательных актов, посвященных регулированию авторских отношений. Его принятие (вступил в силу 3 августа 1993 г.) создало правовую базу для цивилизованного регулирования отношений, связанных с созданием и использованием авторских произведений, и сближения российского авторского права с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира.

К числу источников авторского права также относятся:

  • Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», который по сравнению с Законом № 5351-I имеет более узкий предмет регулирования;
  • Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации», многие нормы которого посвящены регулированию вопросов авторско-правового характера, возникающих в деятельности органов массовой информации;
  • Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», в котором авторскому праву на произведения архитектуры уделена специальная глава, и другие.

Продолжаетдействовать раздел IV «Авторское право» Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., нообращаем внимание, что после принятия Закона № 5351-I его нормы утратилисвое значение. А вот правила Гражданского кодекса РФ, носящие общий характер ирассчитанные на регулирование всех гражданско-правовых отношений, широкоприменяются и при регулировании авторских отношений, хотя ГК РФ и не относитсяк источникам авторского права.

В настоящей статье будут рассмотрены только положения Закона № 5351-I, которыйимеет общее значение и распространяется на любые объекты авторского права.

Объекты авторского права

Интеллектуальная собственность

Преждевсего, скажем несколько слов о том, что институт авторского права являетсячастью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности. Объектыавторского права входят в понятие интеллектуальной собственности.

Существование в России правового института интеллектуальнойсобственности закреплено в Конституции РФ (часть 1 статьи 44), а его понятиераскрывает статья 138 ГК РФ, согласно которой интеллектуальной собственностьюявляется исключительное право гражданина или юридического лица на результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализацииюридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг(фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). При этомиспользование результатов интеллектуальной деятельности и средствиндивидуализации, являющихся объектом исключительных прав, может осуществлятьсятретьими лицами только с согласия правообладателя (абз. 2 ст. 138 ГК РФ).

Произведения, являющиеся объектами авторского права

Пункт 1 статьи 6 Закона № 5351-I кобъектам авторского права относит произведения науки, литературы и искусства,являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения идостоинства произведения, а также способа его выражения.

В пункте 1 статьи 7 Закона № 5351-I перечислены произведения, на которыераспространяется действие авторского права. Это литературные произведения(включая программы для ЭВМ), произведения живописи, скульптуры, графики,дизайна, графические рассказы, комиксы, произведения декоративно-прикладного исценографического искусства, драматические и музыкально-драматическиепроизведения, сценарные произведения, музыкальные произведения с текстом илибез текста, аудиовизуальные, фотографические, хореографические и другиепроизведения.

Напервый взгляд, все понятно. Вы написали рассказ, сочинили музыку, сделалифотографию, придумали компьютерную игру — и стали автором произведения, котороеохраняется нормами авторского права. На самом деле это не всегда так. Ведь нелюбое произведение науки, литературы и искусства является объектом авторскогоправа. В связи с этим возникают вопросы: Какое произведение является авторским?Кто может быть его автором: человек или организация, по заданию которой созданопроизведение? И вообще, что же это такое — «произведение»?

На вопрос об авторстве в статьи 4 Закона № 5351-I дан четкий ответ: авторомявляется физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Т.е.автором произведения может являться только физическое лицо.

А вот определения понятия «произведение» в законодательстве нет. Из содержания статьи6 Закона № 5351-I можно сделать вывод о том, что произведение — это результаттворческой деятельности автора, выраженный в объективной (материальной) форме.Будем исходить из того, что творческая деятельность — это деятельностьчеловеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а непредметы материального мира. Таким образом, само произведение как творческийрезультат (результат мыслительной деятельности) является не материальным, аидеальным объектом.

Для того чтобы понять, является ли произведение объектом авторского права,различают субъективную и объективную новизну творческого результата.Субъективная новизна — это неожиданность, неизвестность полученного результатадля самого создателя. А объективная новизна — это неизвестность полученноготворческого результата не только для лица, его получившего, но и для остальныхлиц. Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладаютобъективной новизной.

Довольночасто объективно новые творческие результаты бывают получены разными лицами,работавшими независимо друг от друга. Что происходит в такой ситуации? Если бытакие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы либо условнопризнавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами, либо признаватьавтором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимобыло бы установить систему определения первенства/приоритета и, очевидно,систему регистрации всех произведений. Но принципиальной позицией российскогозаконодательства об авторском праве является отсутствие требований какого-либоспециального оформления созданного произведения (например, его регистрации) илисоблюдения каких-либо иных формальностей. Поэтому авторское право не охраняетте творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, то естьлицами, работающими независимо друг от друга.

Отсюдавывод: авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты,а лишь те из них, которые являются уникальными, не повторяющимися припараллельном творчестве. Такие неповторяющиеся творческие результаты называюторигинальными.

Итак,для того чтобы стать объектом авторского права по российскомузаконодательству, произведение как результат творческой деятельности должнообладать объективной новизной и быть оригинальным. При этом охрана,предоставляемая авторским правом, возникает лишь с того момента, как такоепроизведение будет выражено в какой-либо объективной (материальной) форме.

Объективная форма произведения

В п. 4 ст. 6 Закона № 5351-I прямо указано на то, чтоавторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы,способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Авторское произведение должно быть выражено в объективной(материальной) форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);

Отметим, что перечень форм существования произведенияоткрытый (п. 2 ст. 6 Закона № 5351-I).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 марта 1998 г. №6961/97 также отмечается, что авторское право охраняет форму произведения. Приэтом авторское право на произведение не связано с правом собственности наматериальный объект, в котором это произведение выражено.

Материальный объект, в котором воплощено авторскоепроизведение (причем не только оригинал, но и любой его экземпляр), охраняетсяправом собственности, а не авторским правом. Таким образом, авторское право напроизведение и право собственности на материальный объект существуют независимодруг от друга.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальнымобъектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав напроизведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, касающихсяпроизведений изобразительного искусства (пункт 5 статьи 6 Закона № 5351-I).

Производные и составные произведения

Наряду с произведениями, названными в пункте 1 статьи 7 Закона № 5351-I, кобъектам авторского права относятся:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных и др.), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Сучетом вышесказанного авторским правом охраняются только творческие переработки.Техническая работа, даже если она названа переводом, рефератом, базой данных,не получает охраны по авторскому праву.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права

В ст. 8 Закона содержится перечень произведений, обладающих всеми необходимымипризнаками, но не являющихся объектами авторского права в силу прямого указаниязакона. Такими произведениями являются:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

В дополнение к этому перечню отметим, что не пользуются правовой охранойпроизведения, на которые истек срок действия авторского права.

Возникновение авторского права

Авторскоеправо на произведение возникает в силу факта его создания. Автору важно знать,что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрациисозданного им произведения, иного специального оформления произведения,соблюдения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия. Достаточноподписать это произведение.

Согласноп. 2 ст. 9 Закона № 5351-I при отсутствии доказательств иного авторомпроизведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале илиэкземпляре произведения. При этом экземпляром является копия произведения,изготовленная в любой материальной форме.

Автор или обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правахможет использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждомэкземпляре произведения и состоит из трех элементов:

  • латинской буквы «С» в окружности: ©,
  • имени (обладателя) исключительных авторских прав,
  • года первого опубликования произведения.

Сфера действия авторского права

Сферу действия авторского права определяет ст. 5 Закона № 5351-I.

Авторское право распространяется в равной мере на обнародованные и необнародованныепроизведения, которые находятся в какой-либо объективной форме:

  • на территории России независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
  • за пределами РФ, и признается за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками;
  • за пределами РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами РФ.

Обнародованием произведения являетсяосуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведениедоступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа,публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Определения способовобнародования произведения содержит ст. 4 «Основные понятия» Закона № 5351-I.Например, опубликование (выпуск в свет) — это выпуск в обращение экземпляровпроизведения с согласия его автора в количестве, достаточном для удовлетворенияразумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Для определения сферы действия авторского права произведение также считаетсяопубликованным в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования заее пределами оно было опубликовано на территории России.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 5351-Iпри предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии смеждународными договорами РФ автор произведения определяется по законугосударства, на территории которого имел место юридический факт, послужившийоснованием для обладания авторским правом.

Срок действия авторского права

Обращаем внимание на то, что рассматриваемый в настоящей статье Закон № 5351-Iприменяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектовавторского права, которые возникли после введения его в действие.

По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 27 Закона № 5351-I, авторское праводействует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Об исключенияхиз этого правила говорится в п. 2—5 ст. 27 Закона № 5351-I. Например,авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом,действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Аавторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течениевсей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего другихсоавторов.

Исчислениесроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имелместо юридический факт (например, смерть автора), который является основаниемдля начала течения срока.

Пунктом3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 года № 5352-I «Опорядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»»установлено, что сроки охраны авторского права, предусмотренные ст. 27 Закона №5351-I применяются по всех случаях, если к 1 января 1993 года не истек50-летний срок действия авторского права.

При этомавторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанногоЗакона (напомним, что Закон № 5351-I вступил в силу 3 августа 1993 года),прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародованияпроизведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Отметим,что данном случае речь идет о так называемом первоначальном авторском праве.Возможность юридического лица быть обладателем такого права, т.е. приобретатьправа на произведение своими собственными творческими действиями,предусматривалась советским авторским законодательством. Например, об авторскомправе юридических лиц говорится в статье 484 ГК РСФСР 1964 г.

Нынедействующий Закон № 5351-I не содержит положения о том, что носителямипервоначального авторского права могут являться юридические лица. Такая позицияпредставляется более правильной, поскольку творить, создавать могут лишь живыелюди.

Права автора

Закон № 5351-I разделяет принадлежащие автору права на личные неимущественные иимущественные. Необходимость такого разделения вытекает из того, что первые неимеют экономического содержания и являются неотчуждаемыми от личности авторанематериальными благами (пункт 1 статьи 150 ГК РФ), а вторые охраняютисключительное положение лица, которое управляет использованием произведения вгражданском обороте, и могут быть переданы автором третьим лицам.

Личные неимущественные права

Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 5351-I к личным неимущественным правам автора относятся:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование;
  • право на защиту репутации автора.

Правоавторства обозначает возможность лица считаться автором произведения итребовать признания этого факта от других лиц. Опираясь на него, автор можеттребовать, например, защиты своих интересов в случае присвоения авторствадругим лицом (плагиата). Это право является неотделимым от личности автора: ономожет принадлежать и осуществляться только создателем произведения, являетсянеотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по наследству.Таким образом, после смерти автора оно прекращается.

От права авторства нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактомсоздания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведениеили нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания, используетсякем-либо или не используется.

С правом авторства тесно связано право на имя. Содержание этого правараскрывается в п. 1 ст. 15 Закона № 5351-I. Согласно данному пункту автор можетиспользовать или разрешать использовать произведение под своим подлиннымименем, под условным именем (псевдонимом) либо без обозначения имени(анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя.Одновременно он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании,публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использованиисвоего произведения.

Так жекак и право авторства, право на имя возникает из самого факта созданияпроизведения. Но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случаеобнародования произведения. Ведь пока произведение не обнародовано, оно недоступно третьим лицам, и они не могут узнать имя его создателя. Право на имядействует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняетсянаследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качествеобщественно значимого интереса. Распространенным нарушением этого праваявляется неуказание имени автора или его искажение.

Право обнародовать заключается в возможности автора обнародовать произведение самому или разрешить сделать это другим лицам. Выбор способа обнародования (опубликование, публичныйпоказ, публичное исполнение и т.д.) зависит как от вида созданногопроизведения, так и от усмотрения автора. Причем, по его желанию может бытьобнародовано и еще незаконченное произведение. Так, художники довольно частовыставляют для публичного обозрения живописные полотна, которые, с точки зренияавторского права, являются охраняемыми произведениями.

Реализацияправа на обнародование приводит к существенному изменению правового режимапроизведения. Например, срок действия авторского права на произведения,обнародованные анонимно или под псевдонимом, исчисляется с даты их правомерногообнародования.

Правообнародовать включает в себя право на отзыв. Сразу отметим, что автор необязан как-либо обосновывать свое решение об отзыве произведения, в частности,доказывать уважительность причин отзыва. Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 5351-Iавтор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародованиипроизведения при условии возмещения пользователю причиненных таким решениемубытков, включая упущенную выгоду. Если же произведение уже было обнародовано,автор, реализуя свое право на отзыв, должен публично оповестить о его отзыве.При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленныеэкземпляры произведения. Из этого правила есть исключение: не имеет права наотзыв автор служебного произведения.

Правона защиту репутации автора — это право на защиту произведения, включая его название,от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести идостоинству автора. Это означает, что при издании, публичном исполнении, иномиспользовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либоизменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, вобозначение имени автора. Также воспрещается без согласия автора сокращатьобъем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, снабжатьпроизведение иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими-тони было пояснениями.

Рассматриваемое право имеет свои пределы.Например, согласно ст. 19 Закона № 5351-I допускается без согласия автора, но собязательным указанием его имени и источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью, и т.д.

Имущественные права

Имущественнымиименуются принадлежащие автору исключительные права на осуществление илиразрешение действий по использованию произведения в любой форме и любымспособом.

Перечень исключительных авторских прав на использование произведения дан в п. 2 ст. 16Закона № 5351-I и включает:

  • право на воспроизведение произведения;
  • право на распространение;
  • право на импорт экземпляров произведения;
  • право на публичный показ и публичное исполнение произведения;
  • право на перевод;
  • право на переработку;
  • право на передачу в эфир (теле- и радиовещание).

Кромеперечисленных прав авторы произведений науки, литературы и искусства обладают ииными правами, связанными с использованием их произведений. Например,исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного,градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическуюреализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправетребовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своегопроекта при разработке документации для строительства и при строительствездания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Рассмотрим более подробно содержание некоторых имущественных авторских прав.

Правона воспроизведение— право на повторное придание произведению объективной формы, доступной длявосприятия третьих лиц. Законодательство не перечисляет конкретные способывоспроизведения, им признается любая повторная фиксация произведения наматериальном носителе. В ст. 4 Закона № 5351-I специально подчеркивается,что воспроизведением является изготовление одного или более экземпляровпроизведения или его части в любой материальной форме, в том числе в формезвуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или болееэкземпляров двумерного произведения и в двух измерениях — одного или болееэкземпляров трехмерного произведения. Также указывается, что записьпроизведения в память ЭВМ тоже является воспроизведением.

Воспроизведениембудет являться не только придание произведению объективной формы, в которой онобыло выражено первоначально (что имеет место, например, при переизданиилитературного произведения), но и воплощение произведения в иную объективнуюформу. Так если музыкальное произведение первоначально было обнародовано в виденотного издания, то его запись на аудиокассету, СD-диск должна рассматриватьсякак воспроизведение.

Особым видом воспроизведения признается репродуцирование (репрографическое воспроизведение), то есть факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования, а также с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.

Правона распространениеозначает возможность распространять экземпляры произведения любым способом, вчастности продавать, сдавать в прокат. Согласно п. 3 ст. 16 Закона № 5351-Iправо на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокатпринадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Отметим,что Закон № 5351-I связывает распространение только с теми произведениями,которые зафиксированы на материальном носителе и имеют копии, изготовленныетакже в материальной форме.

О произведениях, зафиксированных в материальной форме и воспроизведенных хотя быв нескольких копиях, речь идет применительно к праву на импорт. Этоимущественное авторское право заключается в возможности автора осуществлятьконтроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляровпроизведения, изготовленных за границей. Право на импорт тесно связано с правомна распространение. Собственно, оно и предоставляется автору для того, чтобы онмог более эффективно осуществлять право на распространение. Более того, есливвоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения натерритории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор неможет запретить их импорт. Такое возможно, например, в ситуации, когда цельюввоза является участие в выставке, удовлетворение личных потребностей.

В целом, исключительные права на использованиепроизведения есть не что иное, как возможность автора самому решать всевопросы, связанные с использованием своего произведения и с предоставлениемтретьим лицам доступа к нему. То есть имущественные права могут осуществлятьсякак самим автором, так и другими лицами, но с разрешения автора и за авторскоевознаграждение. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждениядопускается:

  • воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях (п. 1 ст. 18 Закона № 5351-I);
  • распространение экземпляров правомерно опубликованного произведения, если они уже введены в гражданский оборот посредством их продажи (п. 3 ст. 16 Закона № 5351-I).

Как уже отмечалось, имущественные права вотличие от личных неимущественных находят свою реализацию в имущественныхотношениях и могут быть переданы по авторскому договору.

Соавторство

Соавторство в отношении произведения возникает в ситуации, когда несколько лиц совместнымтворческим трудом создают так называемое коллективное произведение.

Результатсовместного творческого труда соавторов может вылиться в создание неделимогоколлективного произведения либо коллективного произведения, части которогоимеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы по отдельности(например, музыкальное произведение с текстом, созданное композитором ипоэтом).

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 5351-I авторскоеправо на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно.

Соавторы могут определить взаимоотношения всоглашении между собой. Соглашение о соавторстве может быть достигнуто в любойстадии создания коллективного произведения или после его завершения. Обращаемвнимание, что в силу закона соавторство возникает и при отсутствии такогосоглашения.

Договоры на использование коллективныхпроизведений должны четко регулировать отношения с каждым из соавторов. Заключаятакие авторские договоры, необходимо помнить, что право на использованиепроизведения в целом принадлежит соавторам совместно. При этом каждый изсоавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющуюсамостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотреносоглашением между ними.

В случае если коллективное произведение образуетодно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных ктому оснований запретить использование этого произведения.

При опубликовании коллективного произведенияимена соавторов указываются в последовательности, оговоренной ими. Право науказание своего имени, являющееся личным неимущественным правом автора, имеютвсе соавторы независимо от размера внесенного в произведение творческого клада.

Авторское право на служебное произведение

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 5351-I авторское право на служебноепроизведение (т.е. произведение, созданное работником в порядке выполненияслужебных обязанностей или служебного задания работодателя) принадлежит авторуслужебного произведения.

А вот исключительные авторские права наиспользование такого произведения принадлежат работодателю, если в договоремежду ним и работником — автором произведения не предусмотрено иное. При этомработодатель на основании п. 3 указанной статьи Закона № 5351-I вправе прилюбом использовании служебного произведения указывать свое наименование либотребовать такого указания.

Размер авторского вознаграждения за каждый видиспользования служебного произведения и порядок его выплаты должны бытьустановлены договором между автором и работодателем.

Отметим, что не распространяются изложенныеположения ст. 14 Закона № 5351-I на создание в порядке выполненияслужебных обязанностей или служебного задания работодателя составныхпроизведений в виде энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических ипродолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодическихизданий.

Авторский договор

Виды авторских договоров

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 5351-I имущественные права(исключительные права на использование произведения) могут быть переданы толькопо авторскому договору. То есть использование произведения автора другимилицами осуществляется на основании такого договора, за исключением случаев,предусмотренных ст. 18—26 Закона № 5351-I.

Еще разобращаем внимание читателей на то, что нельзя передать по авторскому договоруличные неимущественные права, которые согласно п. 3 ст. 15 Закона № 5351-Iпринадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним вслучае уступки исключительных прав на использование произведения.

Передача имущественных прав, исходя из объема передаваемыхправ, осуществляется на основе одного из двух видов авторского договора:

  • авторского договора о передаче исключительных прав;
  • авторского договора о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использованиепроизведения определенным способом и в установленных договором пределах тольколицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещатьподобное использование произведения другим лицам. При этом право запрещатьиспользование произведения другим лицам может осуществляться авторомпроизведения, если лицо, которому переданы исключительные права, неосуществляет защиту этого права.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, которые получили разрешение на использование этого произведения, заключив такой жедоговор.

Права, передаваемые по авторскому договору, считаютсянеисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Стороны авторского договора

Сторонами авторского договора являются, с одной стороны, автор или его правопреемник(наследник), с другой — пользователь произведения.

Обычноавтор — совершеннолетний дееспособный человек — сам заключает авторскийдоговор. За малолетнего автора, не достигшего 14 лет, договор подписывают его родителиили опекуны. Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет заключаютавторские договоры самостоятельно. Если же автор признан судом недееспособнымвследствие душевной болезни, от его имени действует назначенный опекун.

Предмет авторского договора

Предметом авторского договора является произведение науки, литературы и искусства, поповоду создания и использования которого стороны вступают в договорныеотношения.

Предметом авторского договора не могут быть:

  • права на использование произведения, неизвестного на момент заключения договора;
  • права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Условия авторского договора

Согласно п. 1 ст. 31 Закона № 5351-I авторский договор обязательно долженпредусматривать:

  • способы использования произведения (конкретные имущественные права, передаваемые по договору);
  • срок и территорию, на которые передается право;
  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Сторонымогут предусмотреть и другие условия, которые сочтут существенными для данногодоговора. Главное, чтобы эти условия не противоречили положениям Закона №5351-I. В противном случае они будут являться недействительными (п. 7 ст. 31Закона № 5351-I).

В силупрямого указания п. 6 ст. 31 Закона № 5351-I является недействительным условиеавторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений наданную тему или в данной области.

Если в авторском договоре отсутствует условие о сроке, на который передается право, онможет быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Дляэтого автор должен уведомить об этом пользователя письменно за шесть месяцев дорасторжения договора.

При отсутствии в договоре условия о территории, на которую передается авторскоеправо, действие передаваемого по договору права ограничивается территориейРоссийской Федерации.

В п. 3 ст. 31 Закона № 5351-I установлено, что авторское вознаграждение должно бытьопределено в виде процента от дохода за соответствующий способ использованияпроизведения или, если это невозможно осуществить в связи с характеромпроизведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной суммылибо иным образом.

Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведениявознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре долженбыть установлен максимальный тираж произведения.

Согласноп. 3 ст. 31 Закона № 5351-I Правительством РФ устанавливаются минимальныеставки авторского вознаграждения, которые должны индексироваться одновременно синдексацией минимальных размеров заработной платы. На сегодняшний деньдействуют Постановления Правительства РФ:

  • от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;
  • от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»;
  • от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.».

Права,переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частичнодругим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31Закона № 5351-I).

В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона № 5351-I все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Суды, рассматривая дела о нарушении авторских прав, постоянно отмечают, чтоиспользовать произведения можно не иначе как на основании авторского договора ссогласованием всех существенных условий будущего использования, в том числеразмера авторского вознаграждения. Не заключая такие договоры, пользовательнарушает исключительные авторские права.

Форма авторского договора

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.

В устной форме может быть заключен авторский договор об использованиипроизведений в периодической печати.

Припродаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовымпользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключениядоговоров, установленного Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «Оправовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных».

Авторский договор заказа

Авторскийдоговор заказа отличается от авторских договоров о передаче прав тем, что онзаключается ещё до того, как автор создал произведение. Согласно пункту 1статьи 33 Закона № 5351-I основной обязанностью автора по договоруявляется создание в соответствии с его условиями и передача заказчикупроизведения.

Авторский договор заказа подробно регламентируеттребования, предъявляемые к будущему произведению. В частности, устанавливаетего жанр, объем, сроки и формы предоставления произведения заказчику.

Автор обязан лично выполнить заказанную емуработу. Привлечение к работе над произведением других лиц может бытьпроизведено только с согласия заказчика. Не спрашивая его согласия, автор можетза свой счет привлекать любых лиц для выполнения работ технического характера(сбора материала, подстрочного перевода и т.п.).

Если автор не представил заказанное емупроизведение в соответствии с условиями договора заказа (например, непредставил произведение в определенный договором срок или представиллитературное произведение меньшего объема), он обязан возместить реальныйущерб, причиненный заказчику.

Заказчик в соответствии с п 2 ст. 33 Закона №5351-I обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить авторуаванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре.

Ответственность по авторскому договору

Сторона договора, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства поавторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне,включая упущенную выгоду.

Пример. НКО привлекает фотографа для подготовки фотографий в годовой отчет о своей деятельности. В будущем планируется использовать эти фотографии в издаваемом организацией журнале. Имеет ли право фотограф продавать снимки, используя оставшиеся у него негативы? Надо ли НКО получать разрешение у фотографа для дальнейшей публикации сделанных им снимков? Нужно ли выплачивать фотографу вознаграждение за публикацию его снимков?

Еслифотограф считает сделанные фотоснимки авторскими произведениями, возможны двеситуации.

Перваяситуация. Фотограф является работником НКО, т.е. между организацией ифотографом заключен трудовой договор. В этом случае фотоснимки создаются впорядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 5351-I к работодателю (НКО) перейдут всеисключительные права на использование созданных фотографом фотографий. Фотографне сможет самостоятельно продавать снимки, и НКО не надо будет получать у негоразрешение на их публикацию. Выплачивать вознаграждение фотографу надо будеттолько в том случае, если это предусмотрено трудовым договором. При увольненииправо использования фотографий, сделанных фотографом во время исполнениятрудовых обязанностей, сохраняется за НКО.

При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • между фотографом и НКО должен быть заключен трудовой договор;
  • изготавливать фотографии фотограф должен в рабочее время и в пределах своих служебных обязанностей, установленных трудовым договором, правилами внутренного трудового распорядка или соответствующей должностной инструкцией;
  • отдельным соглашением может быть урегулирован вопрос о способе указания имени автора при использовании фотографий (под подлинным именем, под псевдонимом или анонимно).

Втораяситуация. Фотограф, привлекаемый для подготовки фотографий, не являетсяработником НКО. В этом случае возникающие между ними отношения необходимоурегулировать с помощью авторского договора, по которому к организации перейдутправа по использованию фотографий. При этом возможно заключение авторскогодоговора трех видов:

  1. Авторский договор заказа. В нем стороны договариваются о требованиях, которым должны соответствовать будущие фотографические произведения. Например, о том, что это должны быть черно-белые фотографии с изображениями только пейзажей или только людей и т.д. Также в таком договоре должен быть решен вопрос о том, какие имущественные права (исключительные или неисключительные) будут переданы НКО на фотографии. Организация по авторскому договору заказа обязана выплатить фотографу аванс.
  2. Авторский договор о передаче исключительных авторских прав. По этому договору права на использование фотографий будут переданы только НКО. В этом случае, никто другой, даже сам фотограф, не сможет использовать эти фотографии без разрешения НКО. Способ определения и порядок выплаты авторского вознаграждения, устанавливается в авторском договоре. Это может быть как единовременная разовая выплата, так и периодические платежи, которые будут зависеть, например, от тиражей отчета и журналов.
  3. Авторский договор о передаче неисключительных авторских прав. По этому договору к НКО перейдут права на использование фотографий. Но при этом фотограф сможет разрешать использование этих же фотографий и другим лицам.

Возможнаи третья ситуация, когда фотограф продает свои фотографии НКО по договорукупли-продажи. В данном случае, приобретая фотографии, организация не получаетникаких исключительных авторских прав на их использование. Ведь передаются непроизведения, а материальная форма их выражения, в нашей ситуации —фотокарточки, напечатанные на фотобумаге. Купленные как имущество фотографиинельзя воспроизводить, тиражировать, включить, например, в качестве экспоната ввыставочную экспозицию. Такие снимки можно повесить на стену дома, в рабочемкабинете или поставить на свой рабочий стол.

Защита авторских прав

В п. 1 ст. 48 Закона № 5351-I установлено, что за нарушениепредусмотренных им авторских прав наступает гражданская, уголовная иадминистративная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Приэтом нарушителями авторских прав считаются физические или юридические лица,которые не выполняют требований Закона № 5351-I. А экземпляры произведений,изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторскихправ, являются контрафактными.

За защитой своего права правообладатели вправе обратиться вустановленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания,органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 1 ст. 49 Закона № 5351-I предусмотреныгражданско-правовые меры защиты авторских прав, применения которых вправетребовать от нарушителя обладатели исключительных авторских прав. В частности,к ним относятся:

  • признание прав;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
  • выплата компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Меры в виде возмещения убытков, взыскания дохода или выплатыкомпенсации применяются по выбору истца — обладателя исключительных авторскихправ. Следует при этом отметить, что истец (правообладатель) должен будетдоказать факт нарушения авторских прав, размер убытков, величину дохода илиобосновать размер требуемой компенсации.

Помимо этих мер соответствующий суд взыскивает с нарушителяштраф в размере 10 % от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафанаправляется в установленном законодательством порядке в соответствующий бюджет(п. 2 ст. 49 Закона № 5351-I).

В соответствии с п. 1 ст. 7.12 Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях нарушение авторских прав в целях извлечениядохода влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до20 МРОТ, на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ и на юридических лиц — от300 до 400 МРОТ.

Что же касается уголовной ответственности, то согласночастям 1 и 2 ст. 146 УК РФ она наступит в том случае, если присвоениеавторства (плагиат) причинило автору или иному правообладателю крупный ущерб, анезаконное использование объектов авторских прав было совершено в крупномразмере. Отметим, что крупный ущерб является оценочной категорией и будетопределяться в зависимости от разных обстоятельств, в том числе от характера иразмера понесенного материального ущерба, числа потерпевших, тяжестипричиненного им морального вреда. За данное преступление предусмотрены следующиевиды наказаний: штраф в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либообязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок оттрех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет (части 1 и2 ст. 146 УК РФ). Совершение того же деяния неоднократно либо группой лиц попредварительному сговору или организованной группой наказывается лишениемсвободы на срок до пяти лет.

Контрафактныеэкземпляры произведений подлежат обязательной конфискации и далее —уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав поего просьбе. Также суд может вынести решение о конфискации материалов иоборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактныхэкземпляров произведений.

Бухгалтерский учет авторских прав

В соответствии с п. 55 Положения по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от29 июля 1998 г. № 34н) имущественные права, возникающие из авторскихи иных договоров на произведения литературы, науки, искусства, программы дляЭВМ и базы данных, отнесены к нематериальным активам (далее — НМА),используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Специальным актом, регулирующим бухгалтерский учет НМА,является Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ14/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н (далее— ПБУ 14/2000).

Так же как и имущество организации, имущественные авторские права, входящие в составНМА, подлежат инвентаризации и оценке. Напомним, что п. 1 ст. 11Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»требует, чтобы оценка имущества производилась организацией для его отражения вбухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Согласно п. 24 ПБУ 14/2000 отражение в бухгалтерском учете организации операций,связанных с получением права на использование объектов интеллектуальной собственностиосуществляется в том числе на основании авторских договоров (о передачеисключительных, неисключительных прав на использование произведений науки,литературы, искусства), заключенных в соответствии с установленным Законом №5351-I порядком.

При этомсоответствии с п. 6 ПБУ 14/2000 НМА, приобретенные за плату, принимаются кбухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая, в свою очередь,определяется как сумма фактических расходов на их приобретение, за исключениемНДС и иных возмещаемых налогов. В числе фактических расходов на приобретениеимущественных авторских прав могут быть названы: суммы, уплаченные за эти правав порядке их приобретения; суммы, уплаченные за консультационные услуги,связанные с приобретением авторских прав; невозмещаемые налоги и другиерасходы, также непосредственно связанные с приобретением авторских прав.

Если жеНМА созданы самой организацией, то согласно пункту 7 ПБУ 14/2000 ихпервоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов насоздание, изготовление (оплата труда, израсходованные материальные ресурсы,оплата услуг сторонних организаций и т.п.), за исключением НДС и иныхвозмещаемых налогов.

При этом НМА считаются созданными в случае, если:

  • исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю;
  • исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику.

Операции,производимые организацией с НМА, должны находить соответствующее документальноеоформление. Первичным учетным документом для НА является форма № НМА-1«Карточка учета нематериальных активов», утвержденная постановлениемГоскомстата от 30 октября 1997 г. № 71а (в ред. от 6 апреля 2001 г.).

Амортизация по НМА, используемых некоммерческими организациями, не начисляется.

Бухгалтерские проводки

Расходыпо приобретению или созданию НМА: дебет счета 08 «Вложения во внеоборотныеактивы», кредит счетов 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Оприходование НМА: дебет счета 04 «Нематериальные активы», кредит счета 08.

Отражение расходов по приобретению или созданию НМА за счет целевых средств: дебет счета86 «Целевое финансирование», кредит счета 86, субсчета «Фонд внеоборотныхактивов».

Выбытие НМА: дебет счета 86, субсчета «Фонд внеоборотных активов», кредит счета 04.

Налогообложение авторского гонорара

Налог на доходы физических лиц

Согласноподп. 3 п. 1 ст. 208 и статье 209 НК РФ авторское вознаграждение являетсядоходом автора, полученным от использования авторских прав, и подлежитобложению НДФЛ. В зависимости от того, является или нет автор налоговымрезидентом РФ, налогообложение гонорара осуществляется по ставке 13% или 30%(п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ организация как налоговый агент обязанаисчислить и удержать из средств, выплачиваемых автору, данный налог. При этомсогласно п. 3 ст. 221 НК РФ автор имеет право на получение профессиональногоналогового вычета в сумме фактически произведенных и документальноподтвержденных расходов. Если же у автора нет подтверждающих документов орасходах на создание произведения, то размер вычета будет определяться всоответствии с таблицей, приведенной в указанном пункте. Например, при созданиилитературного произведения профессиональный налоговый вычет предоставляется вразмере 20% от суммы начисленного гонорара.

Для получения вычета автору необходимо представить в организацию письменноезаявление с просьбой о предоставлении профессионального налогового вычета сприложением оправдательных документов, подтверждающих расходы, понесенные привыполнении авторского договора. Если в организацию такое заявлениепредоставлено не было, соответствующий вычет автор сможет получить на основаниисвоего письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговыйорган по окончании налогового периода.

Единый социальный налог

Вознаграждения,выплачиваемые по авторским договорам, облагаются ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). Приэтом согласно п. 5 ст. 237 НК РФ сумма авторского гонорара определяется всоответствии со ст. 210 НК РФ с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221НК РФ.

Из п. 3ст. 221 НК РФ следует, что налоговая база по авторскому вознаграждению можетбыть уменьшена на сумму фактически произведенных и документально подтвержденныхавтором расходов или сумму расходов по нормативам, указанным в этом пункте,если эти расходы не могут быть подтверждены документально.

При формировании налоговой базы по ЕСН также необходимо учесть, что согласно пункту3 статьи 238 НК РФ на сумму вознаграждения, выплачиваемого по авторскомудоговору, налог в части, подлежащей уплате в ФСС РФ, не начисляется. То естьналоговая база по ЕСН при выплате авторского гонорара определяется только вчасти, уплачиваемой в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинскогострахования.

На основании пункта 2 статьи 237 НК РФ налоговая базаопределяется организацией-налогоплательщиком отдельно по каждому физическомулицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающимитогом.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».