Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N4 / 2004

Проблемы совершенствования законодательства, касающегося религиозных организаций

О.А. Чернега,

к.ю.н.,
кафедра гражданского и семейного права
Московской государственной юридической академии,
юрисконсульт Московской Патриархии

Оценка проекта новой редакции Федерального закона
«О свободе совести и о религиозных объединениях»

Проект новой редакции Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», разработанный рабочей группой под руководством А. Е. Себенцова, заслуживает серьезной критики в связи с наличием в нем норм, способствующих созданию и активизации деятельности тех религиозных объединений, которые не являются составной частью исторического и культурного наследия народов России. Во-первых, проект существенно изменяет предусмотренный действующей редакцией ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» порядок создания и государственной регистрации религиозных объединений (например, отменяется 15-летний срок существования на территории РФ в качестве условия для государственной регистрации религиозного объединения; снято требование об уведомительном порядке создания религиозных групп, претендующих на приобретение впоследствии статуса религиозных организаций). Во-вторых, проект открывает широкий простор для миссионерской деятельности иностранных граждан на территории РФ вследствие предложения авторов проекта рассматривать местную религиозную организацию как объединение граждан, независимо от их гражданства и оснований проживания на территории РФ; проект предоставляет религиозным организациям исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия проповеднической и миссионерской деятельностью без учета установленной действующим законодательством квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание, квоты на выдачу им приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Вместес тем, проект уклоняется от решения насущных проблем правового обеспечениядеятельности традиционных для России конфессий. Так, фактически не решен вопросо предоставлении священнослужителям и учащимся духовных образовательныхучреждений отсрочки от призыва на военную службу. Нормы проекта в этой частисодержат отсылку к положениям законодательства о воинской обязанности и военнойслужбе. Однако указанное законодательство не регулирует вопросы предоставленияотсрочки указанным категориям граждан.

Проектне решает проблем правового обеспечения имущественных прав религиозныхорганизаций. В частности, отсутствуют нормы, определяющие понятие и переченьимущества религиозного назначения; не определен порядок передачи указанногоимущества в собственность и безвозмездное пользование религиозных организаций.В проекте содержится сомнительное предложение о наделении религиозныхорганизаций благотворительным статусом. В результате на религиозные организациипредполагается распространить такие нормы законодательства облаготворительности, которые запрещают капитализацию целевых пожертвований вденежной форме; ужесточают контроль налоговых органов за финансово-хозяйственнойдеятельностью религиозных организаций; устанавливают публичность отчетоврелигиозных организаций.

Проектигнорирует правовые проблемы взаимодействия религиозных организаций сгосударственной (муниципальной) системой образования: в проекте отсутствуетопределение светского характера образования в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях; не урегулирована возможность изучения в данныхобразовательных учреждениях религиоведческих и религиозно-культурологическихкурсов. В проекте отсутствуют нормы, обеспечивающие интеграцию образовательныхучреждений религиозных организаций, в том числе духовных образовательныхучреждений, в национальную систему образования. В частности, проект непредоставляет духовным образовательным учреждениям возможность реализовыватьобразовательные программы профессионального образования по подготовкеспециалистов на основе государственных стандартов, а также право нагосударственную аккредитацию в части данных программ.

Правовые проблемы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность

Механизмпередачи религиозным организациям имущества религиозного назначениярегулируется Федеральными законами «О свободе совести и о религиозныхобъединениях», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории икультуры) народов Российской Федерации»; указами Президента РФ от 30.11.92 №1487; от 26.11.94 № 2121; от 5.05.97 № 452; постановлением Правительства РФ от30.06.01 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося вфедеральной собственности имущества религиозного назначения», а такжераспоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 9 ноября 2001 г.№ 3236-р «О делегировании полномочий Минимущества России по передачерелигиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозногоназначения».

В ФЗ «Освободе совести и о религиозных объединениях» и иных федеральных законахотсутствует правовое определение имущества религиозного назначения, хотя самтермин используется. Примерный перечень находящегося в федеральнойсобственности движимого и недвижимого имущества религиозного назначенияпредусмотрен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001 г. № 490 «Опорядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральнойсобственности имущества религиозного назначения». К такому имуществу относятся:недвижимое имущество (здания и сооружения с относящимися к ним земельнымиучастками, в том числе монастырские и культовые комплексы), созданное илипредназначенное для совершения и обеспечения богослужений, иных религиозныхобрядов и церемоний, а также для профессионального религиозного образования;движимое имущество (в том числе предметы внутреннего убранства зданий исооружений), созданное либо предназначенное для богослужебных и иныхрелигиозных целей. Представляется, что правовое определение и примерныйперечень объектов религиозного назначения должны быть закреплены на уровнефедерального закона. Согласно п. 5 ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения неможет быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень такогоимущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозныхорганизаций. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства РФне принято и перечень богослужебного имущества, не подлежащего взысканию попретензиям кредиторов, отсутствует.

Действующее законодательство предусматривает особый порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, составляющего государственную и муниципальную собственность. Такое имущество передается религиозным организациям безвозмездно в собственность или в безвозмездное пользование. Целью и основанием передачи является функциональное назначение соответствующего имущества — оно должно быть использовано по религиозному назначению.

Большинстворелигиозных организаций Русской православной церкви (РПЦ) обладают имуществомрелигиозного назначения на праве безвозмездного пользования. Приобрестиуказанное имущество в собственность религиозные организации, как правило, немогут в силу следующих причин. Во-первых, большинство объектов, переданных вбезвозмездное пользование религиозных организаций, составляют исключительнуюфедеральную собственность. К их числу относятся: памятники истории и культурыфедерального значения; особо ценные объекты; музейные предметы и коллекции,включенные в государственную часть Музейного фонда или в государственную частьАрхивного фонда; недвижимое и относящееся к нему движимое имущество,закрепленное за государственными унитарными предприятиями (государственнымиучреждениями). Во-вторых, многие религиозные организации в силу испытываемыхими финансовых трудностей не в состоянии самостоятельно нести бремясобственника (коммунальные и страховые платежи, расходы на охрану и сохранениеобъекта и др.). В-третьих, отсутствуют надлежащие правовые основания длябезвозмездной передачи в собственность религиозных организаций находящегося вгосударственной и муниципальной собственности имущества религиозногоназначения. Прежде всего, до сих пор не принят закон о разграничениигосударственной собственности на собственность РФ и собственность ее субъектов.В этих условиях на практике между государственными органами возникают споры оправе собственности на соответствующий объект религиозного назначения. Врезультате бывает неясно, какой именно государственный орган уполномочен решатьвопрос о передаче объекта в собственность религиозных организаций. Крометого, согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципальногоимущества», п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ порядок безвозмездной передачи всобственность религиозных организаций имущества религиозного назначения долженопределяться специальным федеральным законом. В настоящее время такой законотсутствует и определение механизма безвозмездной передачи в собственностьрелигиозных организаций соответствующего имущества отдано на откуп подзаконнымактам.

В своюочередь предусмотренный этими подзаконными актами механизм передачи религиозныморганизациям находящегося в государственной (муниципальной) собственностиимущества религиозного назначения недостаточно отработан. К числу наиболееострых проблем правового обеспечения данного механизма относится отсутствие:примерных форм договора о безвозмездной передаче в собственность религиозных организацийимущества религиозного назначения, составляющего государственную собственность;договора безвозмездного пользования указанным имуществом; договора о совместномс государственными унитарными предприятиями (государственными учреждениями)использовании имущества религиозного назначения, находящегося в государственнойсобственности; обязательства по сохранению объектов культурного наследия. Важноподчеркнуть, что в нормах ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним» отсутствуют требования о государственнойрегистрации договора о безвозмездной передаче в собственность религиозныхорганизаций имущества религиозного назначения и обязательства по сохранениюобъектов культурного наследия. Между тем, согласно ст. 131 ГК РФ правособственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение,переход и прекращение подлежат государственной регистрации в единомгосударственном реестре. В этой связи очевидна ненадежность приобретаемогорелигиозными организациями права собственности на недвижимое имуществорелигиозного назначения.

В конце2003 г. Министерство имущественных отношений РФ, воспользовавшись пробелами вдействующих нормативных правовых актах, предприняло волюнтаристскую попыткунавязать религиозным организациям неприемлемые для них условия использованияимущества религиозного назначения. В территориальные органы Министерстваимущественных отношений РФ была разослана не согласованная с РПЦ и другимиконфессиями примерная форма договора безвозмездного пользования,предусматривающая, в частности, широкие основания досрочного прекращения такогодоговора по инициативе территориальных органов Министерства имущественныхотношений РФ; право упомянутых органов расторгнуть договор в одностороннемпорядке; возложение на религиозные организации коммунальных и страховыхплатежей в полном объеме. Несомненно, подобную практику необходимо пресечь,рекомендовав Правительству РФ разработать и согласовать с религиознымиорганизациями взаимоприемлемый механизм передачи религиозным организациямнаходящегося в государственной (муниципальной) собственности имуществарелигиозного назначения; следует разработать и необходимые в рамках этогомеханизма формы документов.

Проблемы законодательного обеспечения прав религиозных организаций на землю

Праварелигиозных организаций на землю регулируются Земельным кодексом РФ, а также ФЗ«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Довступления в силу ЗК РФ находящиеся в государственной (муниципальной)собственности земельные участки предоставлялись религиозным организациям направе постоянного (бессрочного) пользования, которое осуществлялосьбезвозмездно. Однако п. 1 ст. 20 ЗК РФ существенно ограничил субъектный составэтого права. В число бессрочных пользователей землей включены теперь лишьгосударственные и муниципальные юридические лица. Религиозные организации вэтот перечень не вошли. В силу ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации (далее — ЗК РФ) «они обязаны к 1.01.06. переоформить правопостоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды илиприобрести земельные участки в собственность. Таким образом, срок постоянного(бессрочного) права пользования землей на безвозмездной основе истекает к1.01.06.

Указанноетребование ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РоссийскойФедерации» подлежит отмене, поскольку вступает в противоречие с п. 3 ст. 20 ЗКРФ, согласно которому «право постоянного (бессрочного) пользования находящимисяв государственной или муниципальной собственности земельными участками,возникшее у юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса,сохраняется».

Крометого, предусмотренные земельным законодательством виды прав негосударственныхюридических лиц на землю (право аренды и право собственности) неприемлемы дляподавляющего большинства религиозных организаций по следующим причинам. Арендапредставляет собой возмездное пользование земельным участком, чтозатруднительно для религиозных организаций в связи с достаточно высокой ставкойарендной платы и постоянным ее возрастанием. Что касается приобретенияземельных участков в собственность, то в большинстве случаев религиозныеорганизации лишены такой возможности. Дело в том, что согласно п. 4 ст. 35 ЗКРФ не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания,строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Как известнонаходящиеся в пользовании религиозных организаций культовые здания, строения исооружения, в том числе являющиеся памятниками истории и культуры, примерно на99% являются исключительной собственностью государства. Таким образом, согласноуказанной норме религиозные организации не могут получить в собственностьземельные участки, на которых находятся культовые объекты, поскольку иземельные участки, и эти объекты принадлежат одному лицу- государству.

ФЗ «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривая длярелигиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель,находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкупв собственность религиозных организаций (п. 5 ст. 10 ФЗ ). При этом законне учитывает положение п. 3 ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях», согласно которому передача в собственность религиозныхорганизаций относящихся к культовым зданиям и сооружениям земельных участков,находящихся в государственной (муниципальной) собственности, осуществляетсябезвозмездно.

Перечисленныепробелы в действующем земельном законодательстве призван устранить проект ФЗ «Овнесении изменений в ЗК РФ», ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и ФЗ «Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения», который в настоящее время готовится ктретьему чтению. Данный законопроект безусловно заслуживает поддержки.

Серьезноебеспокойство вызывают и те положения ЗК РФ, которые определяют особый режимиспользования земель историко-культурного назначения, к которым относятся землиобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Так, согласно 2и 4 ст. 99 ЗК РФ эти земли должны использоваться строго в соответствии с ихцелевым назначением. Особый правовой режим использования земельисторико-культурного назначения запрещает деятельность, несовместимую сосновным назначением этих земель. Таким образом, если исходить из того, чтоосновной целью использования земель историко-культурного назначения являютсямеры по их сохранности и иные научно-культурные действия, то, очевидно, чтоуставная деятельность религиозных организаций, проводимая ими в храмах,монастырях и иных объектах религиозного назначения, являющихся памятникамиистории и культуры, преследует цели иного характера. В этой связи естьсерьезные опасения, что Богослужения, монашеский быт, занятия в воскресныхшколах и в духовных учебных заведениях, паломничество, а также иная религиознаядеятельность могут быть признаны несоответствующими основной цели использованияземель историко-культурного назначения. Такое положение вряд ли приемлемо.

Правовые проблемы налогообложения религиозных организаций

Религиозныеорганизации, являясь разновидностью некоммерческих организаций, не преследуют вкачестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Поэтому в составдоходов религиозных организаций, увеличивающих налоговую базу по налогу наприбыль, не включены доходы от реализации, которые направлены религиознымиорганизациями на осуществление уставной деятельности. Вместе с тем, всоответствии с гл. 25 НК РФ религиозные организации признаются плательщикаминалога на прибыль в части внереализационных доходов. Согласно п. 6 ст. 246 НКРФ внереализационными доходами религиозной организации, в частности, признаютсядоходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковскогосчета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговымобязательствам. Внереализационные доходы религиозных организаций, так же как ипрочие полученные ими доходы, направляются на уставные цели религиозныхорганизаций. В этой связи представляется не вполне логичной позициязаконодателя, согласно которой религиозные организации освобождены от уплатыналога на прибыль в одной части и принуждены уплачивать этот налог в другой части,а именно в части внереализационных доходов.

НормыНК РФ, устанавливающие обязанность религиозных организаций платить налог наприбыль в части внереализационных доходов, способны оказать негативноевоздействие на жизнедеятельность религиозных организаций. Прежде всего, данныенормы препятствуют реализации духовно-попечительских, благотворительных,социальных и иных общественно значимых программ религиозных организаций. В этойсвязи необходимо внести соответствующие изменения в подп. 11 п. 2 ст. 251и п. 1 ст. 265 НК РФ, исключив из налоговой базы по налогу на прибыльрелигиозных организаций внереализационные доходы, направленные религиознымиорганизациями на осуществление уставной деятельности.

Согласно гл. 25 НК РФ религиозные организации, являясь плательщиками налога на прибыль, обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации, независимо от наличия у них объекта налогообложения. В налоговой декларации должны быть зафиксированы, в частности, все пожертвования; имущество (включая денежные средства), которое получено религиозными организациями на ведение уставной деятельности; имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов (церемоний), а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Это означает, что религиозные организации должны фиксировать все пожертвования, полученные при исполнении религиозных обрядов (богослужений, таинств, треб) и отчитываться об их использовании по назначению. Однако в большинстве случаев определить направления использования тех пожертвований, которые незначительны по сумме и не имеют целевого назначения (например, пожертвований продуктами, кружечных сборов, пожертвований на поминовение усопших), практически невозможно. В этой связи следует закрепить за религиозными организациями лишь обязанность отчета за те пожертвования, которые переданы религиозным организациям с определением цели (целевые пожертвования) и срока их использования, а также за средства бюджетного финансирования и средства, поступившие в порядке наследования и дарения.

В 2003г. была принята гл. 30 НК РФ , посвященная налогу на имущество. Согласно ст.381 НК РФ религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношенииимущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд образования исоциального обеспечения. Таким образом, все прочие объекты, принадлежащиерелигиозным организациям, подлежат налогообложению. В число таких объектоввходят здания епархиальных управлений, дома причта, хозяйственные комплексы,гостиницы для паломников, транспорт, техника, инвентарь и т. д. Налог наимущество организаций относится к разряду региональных налогов, поэтомусубъекты РФ вправе принять законодательные акты, освобождающие религиозныеорганизации от уплаты налога на все принадлежащее им имущество, независимо отего функционального назначения. Соответствующий закон принят в г. Москве.Однако в других регионах ситуация складывается неоднозначно. Далеко не вездезаконодательные органы выражают готовность оказать помощь и содействиерелигиозным организациям. Так, инспекция МНС г. Курска требует от Курскогоепархиального управления «в возможно короткий срок» уплатить налог на имуществопод угрозой приостановки движения денежных средств по расчетному счетуепархиального управления.

Какизвестно, налоговое законодательство, действовавшее в РФ до принятия гл. 30 НКРФ, освобождало религиозные организации от уплаты налога на все принадлежащееим имущество, независимо от его функциональных целей. Представляется, что в гл.30 НК РФ необходимо внести соответствующие поправки, сохраняющие прежнийльготный режим налогообложения религиозных организаций.

Внастоящее время на рассмотрение в Государственную Думу поступил проект ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РоссийскойФедерации и статью 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системыв Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных актовзаконодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Законопроектдополняет Налоговый кодекс главой 32 «Земельный налог», в которой содержитсянорма п. 2 ст. 404, освобождающая от налогообложения «религиозные организации вчасти принадлежащих им земельных участков, отведенных для основания исодержания культовых зданий и сооружений».

Даннаянорма законопроекта поставит религиозные организации на грань выживания, чтоприведет к существенному ограничению социальной, просветительской иблаготворительной деятельности религиозных организаций. Дело в том, что вналоговую базу по земельному налогу входят такие принадлежащие религиозныморганизациям земельные участки, которые заняты объектами социального,просветительского и благотворительного назначения, а также объектами, предназначеннымидля управленческих целей, для ведения подсобного хозяйства и образовательнойдеятельности, земли сельскохозяйственного назначения. В этой связи п. 2 ст. 404проекта гл. 32 НК РФ необходимо изложить в иной редакции, предусматривающейосвобождение религиозных организаций от земельного налога в части принадлежащихим земельных участков, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.

Правовые проблемы пенсионного обеспечения работников религиозных организаций

Согласноновому пенсионному законодательству России, время служения священнослужителейрелигиозных объединений, а также диаконов, алтарников, псаломщиков и чтецовРусской православной церкви до 1991 года не включается в их страховой стаж.Фактически данная категория граждан лишена права на получение трудовой пенсии иможет рассчитывать при достижении пенсионного возраста лишь на получениесоциальной пенсии.

Очевидно,такое положение является дискриминационным, нарушающим конституционный принциправенства граждан независимо от их религиозных убеждений и профессии. Подобноеположение нельзя признать справедливым. Если в советский период, когдарелигиозные организации подвергались жестоким гонениям, подобная дискриминациябыла введена в ранг закона, то для демократической России дискриминационныйподход к указанной категории граждан совершенно неприемлем. Следует отметить,что священнослужители, а также религиозный персонал (в частности, диаконы,алтарники, псаломщики и чтецы), работавшие в религиозных организациях до 1991года, как в то время, так и сегодня, ведут общеполезную деятельность, связаннуюне только с отправлением богослужений, но и с деятельностью в социальной иобразовательной сферах.

Важнотакже иметь ввиду, что канонические подразделения РПЦ (Московская Патриархия,приходы, монастыри) до 1997 года платили в фонд социального страхования взнос вразмере 16% от фонда заработной платы, а священнослужители платили с заработнойплаты подоходный налог в размере 40%.

В этойсвязи в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» необходимо внести нормы,предусматривающие зачет в страховой стаж священнослужителей, а такжерелигиозного персонала время их трудовой деятельности в религиозныхорганизациях до 1991 года.

В РПЦобщее количество указанных лиц составляет менее пяти тысяч человек.

Вопросы правового обеспечения религиозного образования

Вдействующем Законе РФ «Об образовании» отсутствуют нормы о религиозномобразовании. Более того, сам термин «религиозное образование» в Законе неупоминается. Между тем, с правовой точки зрения религиозное образованиепредставляет собой особый вид образования. В этой связи на него должныраспространяться нормы законодательства об образовании. Действительно, в целомряде зарубежных государств нормы о религиозном образовании помещены в законах,регулирующих образовательную деятельность. Например, во Франции нормы орелигиозном образовании содержатся в Кодексе образования; в Германии (в ЗемлеСеверный Рейн-Вестфалия) нормы о религиозном образовании помещены в Закон ошкольном уставе.

Чтокасается России, то на сегодняшний день нормы о религиозном образованиисодержатся в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Однако нидействующая редакция этого Закона, ни проект его новой редакции не раскрываютпонятие религиозного образования, которое, согласно международным актам,представляет собой образование, осуществляемое на основе религиозного мировоззрениянепосредственно религиозными организациями, с их участием или во взаимодействиис ними.

Основныеособенности религиозного образования заключаются в следующем. Во-первых,религиозное образование не может быть общеобязательным; оно осуществляется надобровольной основе. В этой связи п. 1 ст. 5 ФЗ «О свободе совести и орелигиозных объединениях» предусматривает, что «каждый имеет право на получениерелигиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно сдругими». Во-вторых, религиозное образование несовершеннолетних должноосуществляться с учетом преимущественного права родителей воспитывать детей всоответствии с собственными убеждениями. Необходимые гарантии соблюдения этогоправа предусмотрены п. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях», согласно которому запрещается обучение малолетних религиивопреки их воле и без согласия родителей (лиц, их заменяющих); в силу п. 4 ст.5 Закона обучение религии несовершеннолетних учащихся государственных школосуществляется по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия самихучащихся. В-третьих, характерным признаком религиозного образования являетсяего осуществление в тесном взаимодействии с религиозными организациями, чтоотражено в нормах зарубежного законодательства. В частности, в Германии,согласно Конституции Земли Северный Рейн-Вестфалия разработка учебных планов иучебников по религии должна согласовываться с церковным или религиознымобществом. Представляется, что ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» должен содержать нормы, посвященные вопросам взаимодействиягосударственной (муниципальной) системы образования с религиознымиорганизациями. Это взаимодействие может осуществляться, в частности, в формахсоучредительства образовательных учреждений, в том числе образовательныхучреждений религиозных организаций; совместной разработки и реализацииобразовательных программ по изучению религий и (или) религиозной культуры;подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Являясьсоставным элементом права на свободу совести, право на религиозное образованиеосуществляется с соблюдением тех ограничений, которые установлены в отношениисамого права на свободу совести. Многие ограничения связаны с принципомсветского характера государства Российская Федерация, который закреплен в ст.14 Конституции РФ. Как известно, данный конституционный принцип конкретизированприменительно к государственной и муниципальной системам образования. Согласноп. 4 ст. 2 Закона об образовании и п. 2 ст. 4 Закона о свободе совестиобразование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носитсветский характер. Иногда это положение называют конституционным, что неверно,поскольку в действующей Конституции РФ оно отсутствует.

Принципсветского характера образования в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях был предусмотрен в Конституции СССР. Он сохранен ипоныне в конституциях некоторых стран СНГ и Балтии. Однако следует еще разподчеркнуть, что действующая Конституция РФ умалчивает о светском характерегосударственной и муниципальной систем образования, отдавая констатацию этогопринципа на откуп специальным законам.

В своюочередь, специальные законы (Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О свободе совестии о религиозных объединениях») не конкретизируют понятие светского характераобразования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Впоследние годы Минобразования России предпринимает попытки определить понятие«светскости» образования в государственной школе. Так, например, в письмеМинистерства образования от 4.06.99 № 14-53-281ин/ 14-04 было указано, что «вданных Министерством образования рекомендациях термин “светский”интерпретируется как “нецерковный”, “гражданский” и не рассматривается каксиноним слов “атеистический”, “антирелигиозный”». Другая попытка определения«светскости» образования содержится в Пояснительной записке к примерномусодержанию образования по учебному предмету «Православная культура» (Приложениек письму Министерства образования РФ от 22.10.02 № 14-52-876 ин/16). Важноиметь ввиду, что упомянутое письмо Минобразования РФ от 4.06.99 на сегодняшнийдень уже не действует, а письмо Минобразования РФ от 22.10.02 носитинформативный характер, не прошло государственную регистрацию в Министерствеюстиции РФ и поэтому не является нормативным правовым актом. В этой связиособенно важно закрепить адекватную трактовку термина «светский характеробразования» в действующих нормативных правовых актах и, прежде всего, в ЗаконеРФ «Об образовании» и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласноп. 5 ст. 1 Закона РФ «Об образовании» в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях не допускается создание и деятельность религиозныхорганизаций. Представляется, что абсолютный запрет на деятельность религиозныхобъединений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях несоответствует действующему законодательству. Религиозные организации согласнонормам законодательства о свободе совести вправе осуществлять в государственныхи муниципальных образовательных учреждениях некоторые виды деятельности (вчастности, благотворительную деятельность, обучение религии). Что касаетсябогослужебной деятельности, иных религиозных обрядов и церемоний, то напрактике они проводятся в домовых храмах, созданных на территориигосударственных и муниципальных образовательных учреждений (например, натерритории МГУ создано и действует Патриаршее подворье Домовый Храм СвятойМученицы Татианы). Домовые храмы создаются централизованными религиозными организациямикак их канонические подразделения. Государственные и муниципальныеобразовательные учреждения лишь предоставляют домовым храмам помещения дляпроведения богослужебной деятельности, однако в создании домового храма какюридического лица участия не принимают. Из буквального смысла положений п. 5ст. 1 Закона РФ «Об образовании» следует, что закон запрещает созданиерелигиозных организаций и осуществление ими религиозных обрядов вгосударственном и муниципальном образовательном учреждении как организации,юридическом лице. Между тем, территория, в частности, помещения,государственных и муниципальных образовательных учреждений могут бытьиспользованы для этих целей. В этой связи в нормах действующегозаконодательства о свободе совести целесообразно закрепить положение, согласнокоторому создание религиозной организации на территории государственных имуниципальных образовательных учреждений возможны, однако учредителями такойрелигиозной организации не могут выступать участники образовательного процесса(учащиеся, их родители (законные представители), педагоги.

Особоговнимания заслуживает правовое положение образовательных учреждений религиозныхорганизаций. Данные образовательные учреждения входят в системунегосударственных образовательных учреждений (организаций). В силу п. 9Резолюции Европарламента по вопросам свободы воспитания в Европейскомсообществе «из права на свободу воспитания логически вытекает обязательствостран-участниц ЕЭС содействовать практическому соблюдению этого права сфинансовой точки зрения и предоставлять школам, организованным на независимыхначалах, дотации, не подвергая дискриминации учредителей, родителей, учеников,персонал, на тех же условиях, что и государственным учебным заведениям.» В этойсвязи в действующих нормативных правовых актах следует предусмотретьспециальные нормы, посвященные вопросу государственной поддержкиобразовательной деятельности негосударственных образовательных учреждений(организаций). В этих нормах следует установить примерный перечень мер государственнойподдержки негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственнуюаккредитацию. В этом перечне следует, в частности, предусмотреть снижениеставок арендной платы по договорам аренды находящихся в государственной илимуниципальной собственности зданий (помещений), заключенным уполномоченнымиорганами с соответствующими негосударственными образовательными учреждениями(организациями); распространение на данные негосударственные образовательныеучреждения (организации) льготных тарифов на тепло- и энергоснабжение, запользование услугами связи, на оплату коммунальных услуг в размерах,установленных для государственных образовательных учреждений федеральногоподчинения; оказание иного содействия.

Внастоящее время достаточно остро стоит вопрос о правовом статусе учрежденийпрофессионального религиозного образования (духовных образовательныхучреждений). В силу ст. 19 Закона о свободе совести они регистрируются какрелигиозные организации и получают государственную лицензию на право ведения образовательнойдеятельности. По мнению Минобразования России, статус религиозной организациипрепятствует духовным школам в получении государственной аккредитации, которая,как известно, сопровождается предоставлением учебному заведению права на выдачусвоим выпускникам документов государственного образца, а также права напользование печатью с изображением Государственного герба и другие права.

В связис отсутствием у духовных школ государственного аккредитационного статуса для ихвыпускников закрыт доступ к обучению в государственных аспирантурах идокторантурах, поскольку эти выпускники не имеют государственных дипломов. Потой же причине они не могут поступить на работу, например в качествепреподавателей, в государственные учреждения. Таким образом, запрет нагосударственную аккредитацию духовных школ имеет оборотной сторонойдискриминацию их выпускников по сравнению с выпускниками государственных вузов.Между тем, согласно п. 8 Резолюции Европарламента по вопросам свободывоспитания в Европейском сообществе «школы, организованные на независимыхначалах, отвечающие необходимым для выдачи аттестатов условиям, признаются нагосударственном уровне; окончившие их наделяются теми же правами, что ивыпускники государственных школ.» Для того чтобы эта норма международного правабыла реализована в России государственные органы, по мнению рядаисследователей, должны признать за духовными школами право на государственнуюаккредитацию.

Своюпозицию по вопросу государственной аккредитации духовных образовательных учрежденийМинобразования РФ обосновывает тем, что ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» «не предусматривает осуществления в духовных образовательныхучреждениях подготовки специалистов… на основе государственных образовательныхстандартов согласно утвержденному перечню направлений подготовки(специальностей)». К сожалению, в настоящее время Минобразования РФ «неусматривает правовых оснований для проведения лицензирования духовныхобразовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности посветских образовательным программам, а также для их аттестации игосударственной аккредитации» (заключение Правового управления МинобразованияРФ на решение аккредитационной коллегии Минобразования РФ от 10.07.02. №5-2002).

Руководствуясьэтими аргументами, Минобразования России потребовало измененияорганизационно-правовой формы Православного Свято-Тихоновского богословскогоинститута, обратившегося в 2002 г. в Минобразования РФ с заявлением огосударственной аккредитации ПСТБИ на новый срок. До 2002 г. ПСТБИ былзарегистрирован как религиозная организация-духовное образовательноеучреждение. Однако в заключении на решение аккредитационной коллегииМинобразования России по вопросу государственной аккредитации ПСТБИ поспециальности «Теология» от 10.07.02. № 5-2002 Минобразования России указало вкачестве условия государственной аккредитации ПСТБИ его регистрацию в качественегосударственного образовательного учреждения. В настоящее время этотребование выполнено. Однако и из реестра религиозных организаций ПСТБИ еще неисключен.

Следуетпризнать, что потеря духовными школами статуса религиозной организации влечетза собой целый ряд неблагоприятных последствий.

Во-первых,духовные образовательные учреждения, в том числе духовные академии и семинарии,производят и реализуют духовную литературу и иные предметы религиозногоназначения (иконы, облачение и т. д.). Как известно, религиозные организации вчасти производства и реализация указанных предметов освобождены от уплатыналога на прибыль и НДС (п. 3 ст. 149 и п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Вслучае утраты статуса религиозной организации духовное образовательноеучреждение утрачивает и соответствующие налоговые льготы. Большинство духовныхобразовательных учреждений расположено в зданиях и сооружениях, относящихся ккатегории «имущества религиозного назначения». Согласно действующемузаконодательству имущество религиозного назначения безвозмездно передается всобственность (пользование) исключительно религиозным организациям. Такимобразом, лишившись статуса религиозных организаций, духовные образовательныеучреждения утратят соответствующие права на имущество религиозного назначения.

Представляется, что ФЗ «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» должен предусмотреть норму, позволяющую духовным образовательнымучреждениям, сохраняя статус религиозной организации, реализовыватьобразовательные программы профессионального образования по подготовкеспециалистов на основе государственных образовательных стандартов. Кроме того,следует закрепить в Законе право духовных образовательных учреждений нагосударственную аккредитацию в части данных программ.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».