финансовый директор РОО «Центр поддержки
некоммерческих организаций»
М.Л. Макальская,
к.э.н., доцент,
гл. редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»
Донорами для целей статьи мы будем называть организации, рассматривающие заявки проектов и предоставляющие гранты, целевые средства, целевое финансирование, средства на осуществление благотворительной деятельности.
В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В нашей практике наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.
Государственные доноры — государственные учреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Это наиболее требовательные доноры с очень сложной бюрократизированной структурой и механизмами взаимодействия. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они все же предоставляют гранты иностранным заявителям, но обычно не напрямую, а через организацию-посредника.
Доноры-посредники — организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их. Они являются первичными получателями государственных средств. Эти организации подотчетны донорам первого типа, а потому их правила подачи заявок отчетности по проектам еще более строгие по сравнению с государственными. Доноры-посредники должны создать механизм внутри своей организации, позволяющий собирать от получателей документацию и отчеты в определенной форме и в определенные сроки, с тем чтобы составить собственный отчет в государственный фонд.
Частные доноры — это независимые от государства фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан, коммерческих структур и т.д. Получение средств и отчетность за них перед частными донорами обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже довольно требовательны.
Существует несколько типов частных доноров
Независимые фонды —как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами, а затемсуществуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четкоопределенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериевотбора финансируемых проектов.
Ассоциированные фонды —финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой ониассоциированы. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающейсо сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются Советомфонда, включающим руководство финансирующей его компании.
Фонды прямого действия— фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований илинепосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются дляподдержки каких-либо проектов.
Местные фонды — создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местныморганизациям. Организация таких фондов — одна из альтернатив написанию заявок.
Помимофондов возможно получение государственного финансирования в рамках конкретнойпрограммы. Бюджетное финансирование будет иметь те же стимулы и те жеограничения, что и финансирование, полученное от иностранных, благотворительныхи иных фондов.
Рассмотрим, каким образом влияют на НКО факторы, определяющие политику доноров.
География
Большинствофондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельностьопределенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Этоможет касаться как места проведения работы, так местоположения организации,выполняющей проект. С одной стороны, это является ограничением для организаций,действующих в определенном регионе, а зарегистрированных в другом. С другой стороны,это будет дополнительным стимулом для организаций региона, так как снижаетконкуренцию проектов и отдает приоритеты местным НКО.
Тематика
Как правило, фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Это можетявляться как положительным, так и отрицательным моментом для финансовойактивности НКО в этом направлении. Например, если организация имеет четкуюстратегию, не совпадающую с тематикой фонда, то для нее этот фактор будетограничивающим. С другой стороны, ограничение тематики может заставить НКОпо-другому взглянуть на свою деятельность и увидеть ее новые аспекты.
Тип поддержки
Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать,как-то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала,капитальное строительство и т.д.
Типы получателей грантов
Различныеисточники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило,ограничивают тип получателей грантов, как-то: индивидуальные исследования,студенты, неправительственные экологические организации, органы местногосамоуправления, научно-исследовательские институты и т.д.
Этот фактор действует аналогично предыдущему, только если не касаетсяорганизационно-правового статуса или других принципиальных моментов. Например,фонд не финансирует религиозные организации и политические партии. Это примеротрицательно направленной мотивации.
Размер финансирования
Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых средств,верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственнымагентствам зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определеннойсуммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.
Указание областей, в которых те или иные фонды не оказывают поддержки
Часто встречаются ограничения в финансировании отдельных направлений деятельностинекоммерческих организаций. Допустим, например: фонд «Z» не предоставляетстипендии для учебы за границей.
Обычнофонды не предоставляют гранты на общую поддержку деятельности организации, афинансируют реализацию конкретных программ, представленных в проектах.Относительно небольшие суммы могут быть предоставлены для приобретенияоборудования в том случае, если организация обоснует, что это оборудованиенеобходимо для осуществления конкретного проекта.
Фонды,как правило, не предоставляют гранты на организацию международных конференций иучастие в них и только в отдельных случаях выделяют ограниченные средства напокрытие дорожных расходов, если это необходимо для долгосрочного развитиядеятельности в рамках программ, соответствующих целям фонда.
Программы партнерства
С целью дополнения программ по предоставлению грантов региональным организациям фондымогут предоставлять финансирование зарубежным организациям для осуществленияпрограмм партнерства. С помощью этих программ партнеры обмениваются опытом изнаниями. Являясь долгосрочным каналом обмена информацией и опытом, программыпартнерства представляют собой важный элемент в укреплении связей и улучшениивзаимоотношений в среде некоммерческих организаций, развитии международногосотрудничества и, тем самым, повышении устойчивости некоммерческих организаций.
Информационное письмо
В рамках программы группы и организации, желающие обратиться в фонд, могут информировать его о своей деятельности и предлагаемом проекте информационным письмом.
Информационное письмо может быть написано в свободной форме и включать следующие аспекты:
- проблема, которую призван решить проект;
- краткое описание проекта: его цели и задачи, способы и пути их достижения, значимость ожидаемых результатов;
- предложенная дата начала и продолжительность проекта;
- общая сумма запрашиваемых средств;
- сведения об участниках проекта;
- сведения об организации и ее деятельности.
На основании этой информации фонд определяет, какие проекты и организации являютсяперспективными с точки зрения оказания поддержки, и сам предлагает последнимподавать заявки. Фонд не принимает заявки без предварительного приглашения со своей стороны.
Бюджет, по мнению фондов, — один из самых важных разделов проекта, и он должен бытьтщательно проработан и подробно объяснен. В этот раздел включается следующая информация:
Общая стоимость проекта и запрашиваемый у фонда объем финансирования.
Бюджет должен быть расписан по статьям, обычно перечень статей регламентирован, например:
- оплата труда (включает заработную плату штатных и внештатных сотрудников);
- гонорары — с указанием доли рабочего времени от полной ставки в %, оплата разовых услуг консультантов по договору;
- обязательные налоги и страхование — до 40,5% от фонда заработной платы;
- основные прямые расходы: аренда помещений, оборудование;
- офисные расходные материалы, командировки, связь, типографские расходы и др.;
- непрямые расходы (если имеются);
- размер вкладов в натуральной форме (включая добровольный труд);
- уже изысканные средства из других источников (в долларовом эквиваленте).
Кроме того, в данный раздел необходимо включить детальное описание каждой из статейбюджета, привести обоснование расходов, указать источники поступления имеющихсясредств (денежных и в натуральной форме).
Требования доноров включают также:
- описание бухгалтерской системы организации — то есть наличие финансовых процедур;
- необходимость раздельного ведения учета по гранту;
- документальное подтверждение любых расходов в рамках проекта.
Эти требования стимулируют организации к правильному и разумному построению системыучета и аккуратному ведению бухгалтерского учета и хранению документов.
Непрямые расходы
В большинстве фондов учитываются только аргументированные непрямые расходы в техслучаях, когда проект использует общие ресурсы организации, что не нашлоотражения в иных статьях бюджета.
Необходимопредоставить подробные комментарии к бюджету с обоснованием необходимостирасходов по статьям, путей получения средств из других источников, в том числеуже имеющихся у самой организации (включая все виды — денежные, в натуральнойформе и добровольный труд).
Рассмотрим, каким образом политика доноров мотивирует активность некоммерческихорганизаций.
Мотивация, как уже отмечалось, может быть как положительной, так и отрицательной.
В первом случае она будет стимулировать экономическое развитие некоммерческойорганизации, во втором — тормозить.
Отрицательно-направленная финансовая мотивация:
- жесткое внешнее ограничение сроков выполнения проекта, как на стадии формирования бюджета, так и на стадии выполнения проекта;
- частое вмешательство внешних факторов в процесс работы;
- налоговые ограничения по использованию средств, по закупленному на целевые средства оборудованию и т.д.;
- зависимость от приоритетных направлений финансирования;
- ограничения доноров по расходованию средств;
- детальная предварительная проработка проекта не только в соответствии с механизмами, принятыми в организации, но и в соответствии с требованиями доноров (двойная работа);
- ограниченная гибкость и возможность изменений при осуществлении проекта;
- жесткая отчетность;
- ограничения по оплате накладных расходов;
- необходимость подтверждения собственного вклада организации в проект, подаваемый на финансирование.
Положительно-направленная финансовая мотивация:
- стабильность проекта если он изначально одобрен донором, то финансирование гарантировано на весь проект;
- авансовый метод получения средств — т.е. все затраты по осуществлению проекта производятся тогда, когда финансирование уже гарантировано;
- налоговые льготы по полученным средствам;
- возможность получения финансирования на убыточные проекты или на продукцию и услуги, потребности в которых существуют, но покупательская способность низкая или отсутствует (проекты, направленные на социальнонезащищенные, финансовонеустойчивые группы);
- расширение деятельности и стимулирование развития в зависимости от приоритетных направлений финансирования доноров;
- получение на деятельность безвозмездно передаваемых средств, которые не нужно возвращать;
- ориентированность на достижимый исчисляемый результат проекта.
Примеров стимулов, побуждающих деятельность в том или ином направлении или, наоборот,тормозящих развитие, можно привести очень много.
При этом некоторые из них в определенный период для конкретной организации могутбыть положительными, а по прошествии некоторого времени для той же самой организации— отрицательными и наоборот. Например, политика доноров по финансированиюопределенного направления может быть стимулом к изменению направленийдеятельности, что в одном случае может быть положительным моментом дляорганизации: развитие, углубление и расширение сферы деятельности, а в другомслучае скажется отрицательно, так как существует опасность подмены миссии ицелей организации в результате погони за финансированием.
В заключение важно сказать, что основным положительным воздействием политикидоноров на некоммерческую организацию является мотивация тщательногофинансового планирования и управления в НКО.
По требованию донора мотивированная политикой фонда некоммерческая организацияпланирует бюджеты еще до начала деятельности — при подаче заявок; составляетбюджеты потоков денежных средств в виде заявок на финансирование, определяющихпотребности средств; учитывает все расходы строго целевым образом; группирует ираспределяет их между проектами; постоянно контролирует исполнение бюджета,сверяя фактические показатели с плановыми, чтобы не допустить перерасхода поразличным статьям; составляет отчеты по бюджету и т.д.
|