Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N5 / 2004

Политика доноров (фрагмент книги «Некоммерческие организации в России: финансовое управление»)

Е.Р. Баханькова,

финансовый директор РОО «Центр поддержки
некоммерческих организаций»

 
М.Л. Макальская,
к.э.н., доцент,
гл. редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Донорами для целей статьи мы будем называть организации, рассматривающие заявки проектов и предоставляющие гранты, целевые средства, целевое финансирование, средства на осуществление благотворительной деятельности.

В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В нашей практике наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.

Государственные доноры — государственные учреждения, получающие средства из бюджета своего государства. Это наиболее требовательные доноры с очень сложной бюрократизированной структурой и механизмами взаимодействия. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они все же предоставляют гранты иностранным заявителям, но обычно не напрямую, а через организацию-посредника.

Доноры-посредники — организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их. Они являются первичными получателями государственных средств. Эти организации подотчетны донорам первого типа, а потому их правила подачи заявок отчетности по проектам еще более строгие по сравнению с государственными. Доноры-посредники должны создать механизм внутри своей организации, позволяющий собирать от получателей документацию и отчеты в определенной форме и в определенные сроки, с тем чтобы составить собственный отчет в государственный фонд.

Частные доноры — это независимые от государства фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан, коммерческих структур и т.д. Получение средств и отчетность за них перед частными донорами обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность сильно упрощена по сравнению с государственными донорами. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже довольно требовательны.

Существует несколько типов частных доноров

Независимые фонды —как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами, а затемсуществуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четкоопределенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериевотбора финансируемых проектов.

Ассоциированные фонды —финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой ониассоциированы. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающейсо сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются Советомфонда, включающим руководство финансирующей его компании.

Фонды прямого действия— фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований илинепосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются дляподдержки каких-либо проектов.

Местные фонды — создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местныморганизациям. Организация таких фондов — одна из альтернатив написанию заявок.

Помимофондов возможно получение государственного финансирования в рамках конкретнойпрограммы. Бюджетное финансирование будет иметь те же стимулы и те жеограничения, что и финансирование, полученное от иностранных, благотворительныхи иных фондов.

Рассмотрим, каким образом влияют на НКО факторы, определяющие политику доноров.

География

Большинствофондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельностьопределенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Этоможет касаться как места проведения работы, так местоположения организации,выполняющей проект. С одной стороны, это является ограничением для организаций,действующих в определенном регионе, а зарегистрированных в другом. С другой стороны,это будет дополнительным стимулом для организаций региона, так как снижаетконкуренцию проектов и отдает приоритеты местным НКО.

Тематика

Как правило, фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. Это можетявляться как положительным, так и отрицательным моментом для финансовойактивности НКО в этом направлении. Например, если организация имеет четкуюстратегию, не совпадающую с тематикой фонда, то для нее этот фактор будетограничивающим. С другой стороны, ограничение тематики может заставить НКОпо-другому взглянуть на свою деятельность и увидеть ее новые аспекты.

Тип поддержки

Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать,как-то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала,капитальное строительство и т.д.

Типы получателей грантов

Различныеисточники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило,ограничивают тип получателей грантов, как-то: индивидуальные исследования,студенты, неправительственные экологические организации, органы местногосамоуправления, научно-исследовательские институты и т.д.

Этот фактор действует аналогично предыдущему, только если не касаетсяорганизационно-правового статуса или других принципиальных моментов. Например,фонд не финансирует религиозные организации и политические партии. Это примеротрицательно направленной мотивации.

Размер финансирования

Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых средств,верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственнымагентствам зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определеннойсуммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.

Указание областей, в которых те или иные фонды не оказывают поддержки

Часто встречаются ограничения в финансировании отдельных направлений деятельностинекоммерческих организаций. Допустим, например: фонд «Z» не предоставляетстипендии для учебы за границей.

Обычнофонды не предоставляют гранты на общую поддержку деятельности организации, афинансируют реализацию конкретных программ, представленных в проектах.Относительно небольшие суммы могут быть предоставлены для приобретенияоборудования в том случае, если организация обоснует, что это оборудованиенеобходимо для осуществления конкретного проекта.

Фонды,как правило, не предоставляют гранты на организацию международных конференций иучастие в них и только в отдельных случаях выделяют ограниченные средства напокрытие дорожных расходов, если это необходимо для долгосрочного развитиядеятельности в рамках программ, соответствующих целям фонда.

Программы партнерства

С целью дополнения программ по предоставлению грантов региональным организациям фондымогут предоставлять финансирование зарубежным организациям для осуществленияпрограмм партнерства. С помощью этих программ партнеры обмениваются опытом изнаниями. Являясь долгосрочным каналом обмена информацией и опытом, программыпартнерства представляют собой важный элемент в укреплении связей и улучшениивзаимоотношений в среде некоммерческих организаций, развитии международногосотрудничества и, тем самым, повышении устойчивости некоммерческих организаций.

Информационное письмо

В рамках программы группы и организации, желающие обратиться в фонд, могут информировать его о своей деятельности и предлагаемом проекте информационным письмом.

Информационное письмо может быть написано в свободной форме и включать следующие аспекты:

  • проблема, которую призван решить проект;
  • краткое описание проекта: его цели и задачи, способы и пути их достижения, значимость ожидаемых результатов;
  • предложенная дата начала и продолжительность проекта;
  • общая сумма запрашиваемых средств;
  • сведения об участниках проекта;
  • сведения об организации и ее деятельности.

На основании этой информации фонд определяет, какие проекты и организации являютсяперспективными с точки зрения оказания поддержки, и сам предлагает последнимподавать заявки. Фонд не принимает заявки без предварительного приглашения со своей стороны.

Бюджет, по мнению фондов, — один из самых важных разделов проекта, и он должен бытьтщательно проработан и подробно объяснен. В этот раздел включается следующая информация:

Общая стоимость проекта и запрашиваемый у фонда объем финансирования.

Бюджет должен быть расписан по статьям, обычно перечень статей регламентирован, например:

  • оплата труда (включает заработную плату штатных и внештатных сотрудников);
  • гонорары — с указанием доли рабочего времени от полной ставки в %, оплата разовых услуг консультантов по договору;
  • обязательные налоги и страхование — до 40,5% от фонда заработной платы;
  • основные прямые расходы: аренда помещений, оборудование;
  • офисные расходные материалы, командировки, связь, типографские расходы и др.;
  • непрямые расходы (если имеются);
  • размер вкладов в натуральной форме (включая добровольный труд);
  • уже изысканные средства из других источников (в долларовом эквиваленте).

Кроме того, в данный раздел необходимо включить детальное описание каждой из статейбюджета, привести обоснование расходов, указать источники поступления имеющихсясредств (денежных и в натуральной форме).

Требования доноров включают также:

  • описание бухгалтерской системы организации — то есть наличие финансовых процедур;
  • необходимость раздельного ведения учета по гранту;
  • документальное подтверждение любых расходов в рамках проекта.

Эти требования стимулируют организации к правильному и разумному построению системыучета и аккуратному ведению бухгалтерского учета и хранению документов.

Непрямые расходы

В большинстве фондов учитываются только аргументированные непрямые расходы в техслучаях, когда проект использует общие ресурсы организации, что не нашлоотражения в иных статьях бюджета.

Необходимопредоставить подробные комментарии к бюджету с обоснованием необходимостирасходов по статьям, путей получения средств из других источников, в том числеуже имеющихся у самой организации (включая все виды — денежные, в натуральнойформе и добровольный труд).

Рассмотрим, каким образом политика доноров мотивирует активность некоммерческихорганизаций.

Мотивация, как уже отмечалось, может быть как положительной, так и отрицательной.

В первом случае она будет стимулировать экономическое развитие некоммерческойорганизации, во втором — тормозить.

Отрицательно-направленная финансовая мотивация:

  • жесткое внешнее ограничение сроков выполнения проекта, как на стадии формирования бюджета, так и на стадии выполнения проекта;
  • частое вмешательство внешних факторов в процесс работы;
  • налоговые ограничения по использованию средств, по закупленному на целевые средства оборудованию и т.д.;
  • зависимость от приоритетных направлений финансирования;
  • ограничения доноров по расходованию средств;
  • детальная предварительная проработка проекта не только в соответствии с механизмами, принятыми в организации, но и в соответствии с требованиями доноров (двойная работа);
  • ограниченная гибкость и возможность изменений при осуществлении проекта;
  • жесткая отчетность;
  • ограничения по оплате накладных расходов;
  • необходимость подтверждения собственного вклада организации в проект, подаваемый на финансирование.

Положительно-направленная финансовая мотивация:

  • стабильность проекта если он изначально одобрен донором, то финансирование гарантировано на весь проект;
  • авансовый метод получения средств — т.е. все затраты по осуществлению проекта производятся тогда, когда финансирование уже гарантировано;
  • налоговые льготы по полученным средствам;
  • возможность получения финансирования на убыточные проекты или на продукцию и услуги, потребности в которых существуют, но покупательская способность низкая или отсутствует (проекты, направленные на социальнонезащищенные, финансовонеустойчивые группы);
  • расширение деятельности и стимулирование развития в зависимости от приоритетных направлений финансирования доноров;
  • получение на деятельность безвозмездно передаваемых средств, которые не нужно возвращать;
  • ориентированность на достижимый исчисляемый результат проекта.

Примеров стимулов, побуждающих деятельность в том или ином направлении или, наоборот,тормозящих развитие, можно привести очень много.

При этом некоторые из них в определенный период для конкретной организации могутбыть положительными, а по прошествии некоторого времени для той же самой организации— отрицательными и наоборот. Например, политика доноров по финансированиюопределенного направления может быть стимулом к изменению направленийдеятельности, что в одном случае может быть положительным моментом дляорганизации: развитие, углубление и расширение сферы деятельности, а в другомслучае скажется отрицательно, так как существует опасность подмены миссии ицелей организации в результате погони за финансированием.

В заключение важно сказать, что основным положительным воздействием политикидоноров на некоммерческую организацию является мотивация тщательногофинансового планирования и управления в НКО.

По требованию донора мотивированная политикой фонда некоммерческая организацияпланирует бюджеты еще до начала деятельности — при подаче заявок; составляетбюджеты потоков денежных средств в виде заявок на финансирование, определяющихпотребности средств; учитывает все расходы строго целевым образом; группирует ираспределяет их между проектами; постоянно контролирует исполнение бюджета,сверяя фактические показатели с плановыми, чтобы не допустить перерасхода поразличным статьям; составляет отчеты по бюджету и т.д.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».