Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N6 / 2004

Искусство выбора предмета предпринимательской деятельности НКО

А.И. Орлов,

президентМеждународного консорциума
«Интелбизнес-консалтинг»,
кандидат юридических наук

Человек, которыйработает над собой,
никогда не станет в тупик.

Эрих Ж. Лежен

В настоящей статье мы продолжаем разговор о том, насколько важным для некоммерческой организации в современных условиях является возможность предпринимательской деятельности, средства от которой дают дополнительные возможности ее развития.

Напомним, что прибыль от предпринимательской деятельности не распределяется между участниками большинства некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы). Но некоммерческая организация заинтересована в ведении предпринимательской деятельности, во-первых, чтобы активнее реализовывать свои уставные цели, направляя на это полученную прибыль, во-вторых, чтобы улучшить материальное положение тех работников, которые и реализуют эти самые цели некоммерческой организации. Ведь очень часто жертвователи, направляя средства на деятельность некоммерческой организации, не предусматривают вообще операционных (административно-хозяйственных) расходов. И заработная плата административно-хозяйственному аппарату НКО все чаще может быть начислена и выплачена только при ведении некоммерческой организацией предпринимательской деятельности, поскольку может войти в расходы, покрываемые за счет доходов от этой деятельности.

В данной статье мы не рассматриваем подходы к так называемой пассивной предпринимательской деятельности: получению процентов по депозитным вкладам, прибыли от ценных бумаг и т.д. Мы рассматриваем именно активную деятельность.

Как правильно выбрать предмет деятельности и вид продукта?

Чтобы сделать что-нибудь, требуется не так уж много сил;
но решить, что именно надо сделать, —
вот что требует огромной затраты сил.

Фрэнк Хаббард

Вопрос выбора сферы, или предмета деятельности или продукта,товара, изделия которые могут при меньших затратах времени и инвестиций датьболее быстрый и весомый доход, является чрезвычайно важным. Возможно, это будетне один, а несколько видов деятельности, возможно даже не один десяток. Главное— чтобы эта деятельность не выходила за рамки Устава НКО.

Итак,Вы решили начать дело, которое поддержит основную цель вашей некоммерческойорганизации. Какие главные вопросы необходимо продумать вам и что спланировать?

У васдолжна быть идея, бизнес-идея. Чтобы достичь максимального успеха, вы должнынайти и попытаться реализовать идею именно в той сфере, которая вам большевсего нравится и где вы получаете от работымаксимальное удовольствие.

Но что бы вы ни пытались делать, чем бы ни пытались заниматься, перед вами во всех случаях будет вставать один и тот же вопрос: «Что создавать, как, кому и за сколько продать продукт вашего творчества и труда?» Поэтому первый вопрос, на который мы должны ответить: ЧТО же мы будем создавать? Выбор здесь таков:

Услуга
Работа
Товар (широкого потребления)
Продукция, предназначенная для производства

Отэтого выбора зависит очень многое, а именно — будет ли созданная вами системаработать на вас? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, однако лишь малаядоля людей находит его.

В чем же секрет успешного выбора?

Вы должны стремиться работать так,
как будто работаете на самого себя

Это прекрасно, но еще не является гарантией того, что ваша организация станет богатой, а вы — счастливым и процветающим бизнесменом. Это важнейшая, но все же предпосылка. Сколько некоммерческих, да и коммерческих организаций в стране не достигли вершин успеха? Почему? Потому что не сделали второй правильный выбор.

Вы должны выбрать «правильный» продукт

Что это значит? Роберт Кийосаки, опытный в бизнесе человек, автор книги «Руководство богатого папы по инвестированию» говорит, что существует четыре пути достижения успеха разной степени. Проиллюстрируем пути, которые он анализирует. Первые два пути — наемного работника и «свободного художника» — мы опустим, они относятся к Вашим личным возможностям заработка.

Путь третий: создание собственного бизнеса

Слаб духом тот,
кому богатство не по силам.

Сенека

Тони Бьюзен в своей книге«Максимально используйте свой разум» пишет, что «даже общепринятое утверждение,что в среднем используется только 1 процент нашего мозга, неверно, так каксейчас представляется, что мы используем даже менее одного процента».

Поэтомузадача состоит в том, чтобы заставить максимально работать свой мозг в поискесвежих идей. Денег, ищущих хорошие проекты, гораздо больше, чем сто2ящихпроектов. Именно поэтому в российских банках сегодня денежное «затоваривание».Денег много, а перспективных и надежных проектов крайне мало. Причина —нехватка компетентных специалистов и «ценных» мозгов. Поэтому, если предложитьсто2ящую идею, инвесторы выстроятся в очередь. Создав бизнес и зарабатывая врамках этого бизнеса, его собственник приобретает компьютер, ксерокс и т.п., ноне платит из своего личного кармана, а относит стоимость приобретаемого нарасходы, снижая тем самым налоги. Владелец бизнеса может работать сам, а можетнанять людей, которые будут приносить ему доход. Число нанимаемыхне ограничено. Таковы преимущества бизнеса. Да, он сложен. Но если его изучитьглубоко, привлечь компетентных партнеров и консультантов, то, как правило,бизнес стремительно развивается и бывает успешным. Само по себе созданиебизнеса — новая ступень на пути к достижению успеха. Но самая ли высшая?

Путь четвертый: «жонглеры» бизнеса

Богатство представляет собой совокупность орудий
экономических и политических
.

Аристотель

Четвертый путь — это путь людей, приобретших опыт идостигших успеха в бизнесе, создавших несколько бизнесов и вдохновенно живущихза счет творческих комбинаций, диверсификации, реструктуризации, слияний,поглощений, вывода на фондовый рынок новых компаний, создания новых продуктов,альянсов и других форм творческого сотрудничества с другими успешнымибизнесменами. Как правило, альянс опытных и знающих партнеров — это своего родасуперразум. Нас долгие годы традиционно нацеливали наведение однородного бизнеса, на узкую специализацию и концентрациюпроизводства. Безусловно, в ней есть свои преимущества. Но мир изменился, исегодняшняя практика демонстрирует нам примеры создание целых империй,включающих в свой состав самые разнообразные по своим видам деятельностиорганизации.

Мировойопыт показывает, что сегодня возможны самые различные композиции, какузкоспециализированных компаний, так и организаций с сотнями видов самых разнообразныхвидов деятельности. Ричард Брэнсон, владелец компанииVirgin, начав с журнала, который он издавал 15-летнимшкольником, создал более чем 100 различных видов бизнеса. Его предприятиявключают в себя Virgin Megastores,Virgin Atlantic Airways и Virgin Hotels Group, а также модельноеагентство, издательские, теле- и радиокомпании, фирмыпо запуску воздушных шаров, производству безалкогольных напитков, свадебнойодежды и другие виды деятельности. В апреле 1999 года Ричард Брэнсон зарегистрировал Virgin Galactic Airways — компанию,планирующую к 2007 году организовать туристические маршруты в космос.Всего Брэнсон владеет более чем 200 фирмами, а такжемногими совместными предприятиями. И таких примеров оригинальных композицийбизнеса становится все больше. Особенно распространены такие комбинации вЯпонии.

Всеэти альянсы составляют группы людей, не боящихся многопрофильности,ставящих целью улучшение деятельности любого предприятия независимо от предметаи вида этой деятельности.

Таковы четыре направления приложения сил, изложенных Робертом Кийосаки.

В каких сферах идеи можно воплотить быстрее?

Каждая эпоха, приобретая новые идеи,приобретает и новые глаза.

Генрих Гейне

Для того чтобы понять, в каких сферах идеи могут оказатьсянаиболее жизнеспособными с точки зрения их практической реализации, сравнимосновные пути развития производств при разныхнаправлениях инвестирования.

Отечественнымиэкономистами был проведен сравнительный анализ основных путей ростапроизводительности труда. Первый путь — это новое строительство. Второй —реконструкция и техническое перевооружение действующего производства. И третийпуть — это совершенствование организации, управления, его методов, поиск свежихидей. Было установлено, что для повышения роста производительности труда на 1процент в расчете на одно рабочее место необходимо:

  1. Идя по пути нового строительства, затратить 5000 рублей, при сроке окупаемости — 12 лет.
  2. При реконструкции и техническом перевооружении для достижения этого показателя нужно затратить 2500 рублей при окупаемости за 4 года.
  3. И наконец, направив денежные ресурсы на совершенствование организации и управления, для достижения указанного показателя необходимо затратить 196 рублей, и затраты окупятся в течение 1 года.

Яубрала таблицу, поскольку не поняла экономический смысл рассчитанногопоказателя. Но можно ее и восстановить.

Казалосьбы, выгода третьего пути очевидна. Однако менталитет большинства отечественныхруководителей и специалистов по-прежнему упорно направляет их на привычноеизыскание денежных средств, получение кредитных ресурсов с цельюпреимущественно нового строительства, реконструкции и техническогоперевооружения. И это при массе неработающих предприятий и огромном парке простаивающегооборудования. Первый же и второй пути губительны для начинающего бизнеса. Этонужно осознать.

Сейчаснаиболее интересными и привлекательными представляются вложения винформационные технологии, комбинации различных видов производств с их значительнойсоставляющей. В этих наиболее перспективных направлениях и следуеторганизовывать поиск идей. А это кропотливая задача, требующая изменениясложившейся психологии людей.

Мы должны понять одну важную вещь — в наше время мир меняется намного быстрее, чеммы успеваем осознать важность происшедших перемен. Поэтому наша задача —стремиться постоянно к познанию, осознанию этих перемен и соответствующейкорректировке своего поведения. Мы должны, как барон Мюнхгаузен, постояннотащить себя из болота привычной «зоны комфорта», которая для некоторых являетсяне самым лучшим, не самым эффективным, не самым полезным, и не самым доходнымместом нахождения. А для кого-то — просто кошмаром, к которому они привыкли.

Полезность для общества как главный критерий идеи

Великие идеи приходят, когда мирнуждается в них.

Фелпс Остин

В России для достижения благополучия пока превалируют дваспособа:  основанныйна эксплуатации природных богатств и на использовании посреднических операций.Однако первый способ ведет к истощению природных ресурсов, второй — к наращивании денежной массы безсоразмерного создания новых товаров, продукции, работ, услуг. И та, и другаятенденция обрекают общество на истощение и самовырождение,ибо оба эти пути тупиковые. Природные ресурсы исчерпаемы,а поскольку на этом бизнесе построена и большая часть посреднических, торговыхопераций, то и этот способ, будучи связан с этими ресурсами, тоже обречен. Унас есть время понять и изменить направленность поиска идей. Главнымнаправлением должен стать поиск новых форм решений проблем с акцентом на новыеоткрытия, изобретения, использование нетрадиционных подходов, созданиеконкурентоспособных товаров, и значительное повышение их качества. Чтобы они моглиуспешно конкурировать на мировых рынках. Именно в этом направлении и скрытоперспектива развития российского общества.

И поиск идей в сфере предпринимательства должен быть ориентирован на два ключевыхкритерия — полезность и перспективность. Идеи не должны вести в тупик.

Ищите СВОЮ идею!

Все высокие побуждения, идеи, замыслы и чувства человека
не стоят и ломаного гроша,
если они не укрепляют его
для лучшего выполнения долга в будничной жизни.

Бичер Генри Уорд

Однажды на встрече с выпускниками бизнес-школы«министров», мы разговорились о перспективах развития новых видов бизнеса снесколькими руководителями разных уровней из различных городов России. И вот очем нам поведал начальник цеха одного из металлургических предприятий Челябинскойобласти, попросивший величать его Вадимом.

«Недавнонам в цех прислали приказ о сокращении штата. Нужно было уволить одногорабочего. Я пригласил работника, который работал в цехе вместе со своим сыном.Обратившись к нему, я объяснил, что другие работники не имеют вторыхкормильцев, и поскольку он работает вместе с сыном и вдвоемподдерживают семью, то выбор пал на них. Поскольку он работник сдлительным стажем и предпенсионного возраста, тоувольнять его было бы неправильным. Поэтому придется уволить его сына. На чтоветеран труда мне ответил: «Это хорошо. Он обрадуется». «Как обрадуется?», —переспросил я. «Да он по вечерам отправляет заказы на информацию покупателям. Изарабатывает за два вечерних часа работы в 4 раза больше, чем за весь день на производстве.А уволиться духу не хватает — привычка, да и общественное мнение: как это так,без работы? Теперь же, если вы его уволите, то вроде как он к этомунепричастен, не его инициатива. Зато он сможет взять больше работы длярассылки». Вот это да! — воскликнули другие собеседники. Это ж надо, как всеизменилось в этом мире.

ВикторГостюхин с началом перестройки окунулся в рекламныйбизнес. Постепенно численность персонала его фирмы достигла 70 человек. Новместе с увеличением численности персонала прибавилось и забот, которыетребовали очень много времени на администрирование, отнимая время натворчество. Со временем он принял кардинальное решение: начать все сначала. Нов другом измерении. Он стал рекламным агентством в виртуальном пространстве. Егостихией стал Интернет. Постепенно число созданных им различных тематическихрассылок с общей тематикой «Бизнес-партнер» возросло до 15-ти, в каждом изкоторых содержатся предложения о партнерстве в бизнесе и информация о новыхтоварах. Сегодня у Виктора более 100 тысяч подписчиков, которым он уделяеточень много времени. Этот  сложныйбизнес, в основе которого координация партнерских усилий, медленно, нонеуклонно развивается.

Успеха вам, уважаемые читатели — руководители, бухгалтеры,менеджеры и другие сотрудники некоммерческих организаций!

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».