Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2006 год | Статьи из номера N1 / 2006

Составление бухгалтерской и налоговой отчетности

Е.Р. Баханькова,

 

Состав, порядок формирования и сроки предоставления бухгалтерской отчетности регулируются в первую очередь Федеральным законом от 21.10.96 129-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон о бухгалтерском учете), а также национальным стандартом ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации. Сроки предоставления деклараций по налогам определяются соответствующими главами Налогового кодекса РФ и другими нормативными документами, вход ими в нормативную базу законодательства о налогах и сборах.

Бухгалтерская отчетность

Чаще всего некоммерческие организации предоставляют бухгалтерскую отчетность по общим правилам, предусмотренным нормативными документами для организаций всех организационно-правовых форм, действующих на территории Российской Федерации. Тем не менее законодательством предусмотрен ряд особых положений для НКО в целом и общественных организаций, в частности.
Так, в соответствии с Законом о бухгалтерском учете общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе.
А именно, общественные организации должны представить следующие формы отчетности:

а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.

Стоит обратить внимание на то, что в состав упрощенной отчетности не входит пояснительная записка, однако для соблюдения требований законодательства о бухгалтерском учете сопроводительное письмо к отчетности лучше составить. В нем в первую очередь нужно указать, что в соответствии с законодательством отчетность представляется в упрощенном составе, чтобы избежать
вопросов со стороны проверяющих органов о непредставлении всех форм бухгалтерской отчетности. Общественные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также некоммерческие организации (независимо от осуществляемой деятельности), которые не являются общественными, представляют бухгалтерскую отчетность ежеквартально.

Для некоммерческих организаций в Законе о бухгалтерском учете говорится, что бухгалтерская отчетность организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества,
оборотов по реализации товаров (работ,
услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.

Выделим основные моменты, когда в соответствии с законом должен осуществляться обязательный аудит. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является: кредитной организацией; страховой организацией или обществом взаимного страхования; товарной или фондовой биржей; инвестиционным фондом; государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, по критерию финансовых показателей. Для муниципальных унитарных предприятий отдельным региональным законодательством финансовые критерии могут быть понижены. Кроме того, Федеральным законом от 08.12.1995 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации (в ред. От 11.06.2003) специально создаваемый в системе сельскохозяйственной кооперации Аудиторский союз осуществляет аудиторскую проверку деятельности кооперативов и союзов кооперативов.
Эта проверка в отношении кредитных, страховых кооперативов и кооперативов, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает в 100 тысяч раз установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, производится каждый финансовый год, а в отношении остальных кооперативов и их союзов - один раз в два финансовых года.
Цель проверки - налаживание их финансово-хозяйственной деятельности, предотвращение возможных нарушений, ведущих к ущемлению интересов членов кооператива, союза кооперативов, ухудшению деятельности кооператива, союза кооперативов или к их банкротству. Заключение Аудиторского союза по результатам аудиторской проверки направляется правлению проверяемого кооператива с уведомлением об этом наблюдательного совета данного кооператива. Но нигде в законодательстве не указано, что оно является частью бухгалтерской отчетности. Таким образом, для некоммерческих организаций обязательный аудит должен проводится в трех случаях:
Первый - если НКО зарегистрирована как некоммерческий или общественный фонд, или как фондовая или товарная биржа, созданные в форме некоммерческого партнерства, а также негосударственные пенсионные фонды;
второй - если валюта годового баланса НКО превышает в 200 тысяч раз установленный МРОТ;
Третий - если НКО подпадает под действие Федерального закона О сельскохозяйственной кооперации. В первых двух случаях аудиторское заключение представляется в составе бухгалтерской отчетности. Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. 43н введено Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99.
В нем установлены единые методологические основы ведения бухгалтерского учета и представления отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и форм собственности.
В связи с этим некоммерческие организации, являющиеся таковыми согласно части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, составляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке по формам, рекомендованным Министерством финансов Российской Федерации, и представляют ее в налоговые органы по месту своего нахождения.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».