Иногда смету доходов и
расходов называют бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием.
Допустим, создается
организация, имеющая членство, например ассоциация. В этом случае в смете мы
можем предусмотреть поступления за счет вступительных и членских взносов.
Например, членами
ассоциации в 2006 году должны стать 10 человек, вступительный взнос составляет
5 тыс. руб., членский — 10 тыс. руб.
Нетрудно подсчитать общую
сумму поступления за счет этого источника — 150 тыс. руб.
Допустим, что в первый год
существования ассоциации эти деньги будут использованы: на заработную плату
руководителя и бухгалтера, включая единый социальный налог (80 тыс. руб.),
канцелярские расходы (10 тыс. руб.), на консультирование членов ассоциации (20 тыс.
руб.), на проведение выставки продукции членов ассоциации (40 тыс. руб.).
Смета доходов и расходов
ассоциации может выглядеть следующим образом.
Смета доходов и расходов ассоциации на 2006 год
Утверждена Общим собранием членов
ассоциации
«_____»___________ _____года №___
(тыс. руб.)
Статьи доходов и расходов |
Всего на год |
Остаток средств на начало года |
— |
Доходы: |
|
вступительные и членские взносы членов
организации |
150 |
Итого доходов: |
150 |
Расходы: |
|
заработная плата с ЕСН административно-управленчес-
кого персонала |
80 |
канцелярские расходы |
10 |
консультирование членов ассоциации |
20 |
проведение выставки продукции членов ассоциации |
40 |
проведение выставки продукции членов ассоциации |
40 |
Итого расходов: |
150 |
Остаток средств на конец года |
— |
После окончания года должен быть составлен и утвержден высшим органом
управления НКО отчет о выполнении сметы. Ниже приводится примерная форма отчета
о выполнении сметы доходов и расходов НКО.
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ассоциации
на 2006 год
Утвержден Общим собранием членов ассоциации
«_____»___________ _____года №___
(тыс. руб.
Статьи доходов и расходов |
По плану на год |
Фактически за год |
Отклонение от плана |
|
|
|
в рублях |
в % |
|
|
|
+ |
- |
Остаток средств на начало
года |
– |
– |
|
|
|
Доходы: |
|
|
|
|
|
вступительные и членские взносы членов
организации |
150 |
140 |
|
–10 |
93 |
Итого доходов: |
150 |
140 |
|
–10 |
93 |
Расходы: |
150 |
140 |
|
–10 |
93 |
заработная плата с ЕСН
административно-управлен-
ческого персонала |
80 |
80 |
|
|
|
канцелярские расходы |
10 |
5 |
|
–5 |
50 |
консультирование членов
ассоциации |
20 |
15 |
|
–5 |
75 |
проведение выставки про-
дукции членов ассоциации |
40 |
40 |
|
|
|
Итого расходов: |
150 |
150 |
|
–10 |
93 |
Остаток средств на конец
год |
– |
– |
|
|
|
Анализ исполнения годовой сметы доходов и расходов
ассоциации показывает, что имело место недопоступление доходов на 7%
(вследствие того, что один из членов ассоциации прекратил свою деятельность,
уплатив только вступительный взнос). Соответственно план работы ассоциации был
выполнен не в полной мере. Пришлось сэкономить на канцелярских расходах и
урезать программу консультирования членов ассоциации.
Примерно
с таким докладом по вопросу финансирования деятельности ассоциации и выполнения
плана ее работы выступит руководитель ассоциации на общем собрании членов
ассоциации в 2007 году.
здесь
представлены только самые общие подходы к сметному планированию. Этот процесс
можно усложнить, разбив годовую смету на квартальные.
При
выполнении нескольких целевых программ по каждой целесообразно составить
отдельный бюджет (смету), в котором можно выделить
административно-хозяйственные расходы.
Целевые
средства, полученные для осуществления той или иной программы, должны быть
использованы по назначению в течение срока реализации программы. Но это не
означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть
израсходованы.
Возможна
ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование
целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы.
Возможна также ситуация, когда средств, полученных на программу, для ее
выполнения не хватает. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение
следующих календарных лет. Главное правило, которое должно быть соблюдено:
средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью
только на эти цели.
В
течение года смету можно корректировать, но так, чтобы не выходить за рамки
устава организации.
Государственные
органы, в том числе налоговые, не могут вносить коррективы в сметы доходов и
расходов некоммерческих организаций.
Будьте
внимательны, когда на конец отчетного года остается неизрасходованный остаток
средств. Если это вступительные и членские взносы, то можно не беспокоиться. Но
если это целевые средства, поступившие на определенную программу, срок
выполнения которой в этом году заканчивается, то остаток средств потребуется,
скорее всего, вернуть. Иначе вас обвинят в нецелевом использовании средств и
обложат этот остаток налогом на прибыль.
Учтите
также, что Отчет о выполнении сметы доходов и расходов является важным
финансовым документом. Он вместе с Программой деятельности НКО и отчетом о ее
выполнении подтверждает, что НКО действует в рамках своего устава.