Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N4 / 2011

Налогообложение финансовых средств в виде грантов

Грищенко Ю. И.,
к. э.н, аудитор

Некоммерческая деятельность – это деятельность, осуществляемая за счет целевых средств (пожертвований, грантов, субсидий, выделенных на определенные цели). Получение грантов некоммерческими организациями, как правило, является одной из основных форм финансирования.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Действующее законодательство к грантам относит также дополнительную государственную поддержку, оказываемую организациям и физическим лицам (например, Порядок (1) предоставления в 2010–2012 гг. дополнительной государственной поддержки (грантов) Правительства Российской Федерации ведущим театрам для детей и юношества, утвержденный приказом Минкультуры России от 4 февраля 2009 г. № 43, или постановление Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. № 688-ПП «О грантах города Москвы на развитие театрального и музыкального искусства, адресованного подрастающему поколению, дополнительного образования, новаций в организации культурного досуга детей»).

Получатели грантов распоряжаются ими согласно законодательству РФ, а в случае их использования на территории иностранного государства – в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Существуют различные классификации грантов по следующим основаниям:

  • критерий возвратности: возвратные и невозвратные;
  • критерий возмездности: возмездные (платные) и безвозмездные (бесплатные);
  • критерий собственности: имущество в собственности грантополучателя и имущество в собственности грантодателя;

(1) Приказ МинкультурыРоссии от 4 февраля 2009 г. № 43 «Об утверждении Порядка предоставления в 2010– 2012 гг. дополнительной государственной поддержки (грантов) Правительства Российской Федерации ведущим театрам для детей и юношества».


  • критерий по форме финансирования: денежный и материальный;
  • критерий цели предоставления: целевой и грант свободного использования.

Лицо, предоставляющее грант, именуется в некоторых случаях в договоре грантодателем (донором, жертвователем, благотворителем, спонсором).

Гранты могут быть учреждены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Грант предоставляется преимущественно на основе конкурса. Гранты выделяются на реализацию конкретных проектов (программ). Грантополучатель в общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения.

В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств.

Порядок и условия выделения грантов утверждаются соответствующими нормативными актами. С участниками, победителями конкурса заключаются договоры, условиями которых предусматриваются направления использования средств гранта.

К договору прилагается смета доходов и расходов, составленная соискателем гранта. Смета должна быть обоснована. Кроме того, к договору необходимо принять приложения, в которых указывают:

  • тему научных исследований (техническое задание): цель, задачи и исходные данные для проведения работы, основные требования к ее выполнению и т. д.;
  • план работ, в котором отражается наименование этапов и указывается, чем они заканчиваются, то есть что получается в результате прохождения этапа, срок выполнения и объем финансирования по каждому этапу.

Правительством РФ учреждены гранты для усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе и повышения качества высшего образования. Расходование средств гранта Правительства РФ возможно только с согласия ведущего ученого, осуществляющего руководство научным исследованием. Грант Правительства РФ используется вузом в порядке, установленном в отношении средств, полученных от приносящей доход деятельности. Грант Правительства РФ может использоваться только на цели, указанные в договоре о выделении гранта Правительства РФ. При этом следует учитывать, что общий размер вознаграждения ведущего ученого и других членов научного коллектива не может превышать 60% (1) суммы гранта (включая установленные трудовым законодательством Российской Федерации гарантии, отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Налог на прибыль
Для учреждений-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.


(1) Приказ Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № 913 «Об утверждении типовой формы договора между Министерством образования и науки Российской Федерации, российским образовательным учреждением высшего профессионального образования и ведущим ученым, осуществляющим руководство научным исследованием о выделении гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования».


В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитывается. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Для целей налогообложения грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):

  1. гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  2. гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным  представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Гранты не следует путать с целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности (вступительные, членские взносы и пр.), предусмотренными п. 2 ст. 251 НК РФ. Последние не имеют ограничений по срокам, формам и условиям их использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких поступлений.

Имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, возврату не подлежит, в том числе и в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком. Амортизируемое имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, амортизации также не подлежит (п. 2 ст. 256 НК РФ). В письме об условиях отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, ФНС России от 1 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5120@ «О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 03-03-10/14» сообщается, что после окончания действия договора гранта такое имущество налогооблагаемого дохода не образует.

Следует отметить, что существуют особенности регионального регулирования выделения (получения) грантов. В законодательстве субъектов Федерации нередко устанавливаются ограничения прав ученых – получателей грантов.

С 1 января 2011 г. изменен порядок налогообложения финансовых средств в виде грантов (субсидий), предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета субъекта РФ в рамках оказания государственной поддержки.

В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2011 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» средства финансовой поддержки (субсидии), предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника.

Данный порядок может применяться в течение не более двух налоговых периодов с даты получения средств. В случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества. Порядок признания доходов осуществляется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).

Действие новых положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. В случае если финансовые средства в виде грантов (субсидий) были предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета субъекта Российской Федерации в рамках оказания государственной поддержки до 1 января 2011 г., указанные средства финансовой поддержки относятся к внереализационным доходам и подлежат налогообложению.

Таким образом, не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), предоставленные:

  • не входящими в определенный Правительством РФ перечень (1) иностранными, международными организациями и объединениями.

В перечне льготников из 101 организации осталось 13 организаций:

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;
  3. Комиссия Европейских сообществ;
  4. Совет государств Балтийского моря;
  5. Совет Министров Северных стран;
  6. Международное агентство по атомной энергии;
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества;
  8. Программа ООН по окружающей среде;
  9. Программа развития ООН;
  10. Детский фонд ООН;
  11. фонд «Евримаж» при Совете Европы;
  12. Объединенный институт ядерных исследований;
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств;
  • на не указанные в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ цели;
  • на условиях, не определенных грантодателем;
  • без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Имущество, полученное от коммерческих организаций и иностранных граждан, не является грантом и облагается налогом на прибыль.


(1) Постановление Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».


Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается стороны, получающей денежные средства (грантополучателей), то необходимо учитывать, что на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в том случае, если денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у стороны, их получающей.

Кроме того, не подлежат налогообложению денежные средства (гранты), получаемые некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности (1).

Страховые взносы
Объектом обложения страховыми взносами признаются (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»):

  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые бюджетным учреждением в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физическихлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Кроме страховых взносов, установленных Законом № 212-ФЗ, на заработную плату начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налог на доходы физических лиц
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

Доходы, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ не подлежат  налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде сумм, получаемых налогоплательщиками в качестве грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.


(1) Письмо ФНС РФ от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078@.


Перечень российских организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602 «Об утверждении Перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению». Данный перечень российских организаций включает:

  1. Благотворительный фонд «Благое дело», г. Нижний Новгород.
  2. Благотворительный фонд «Милосердие», г. Москва.
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана, г. Москва.
  4. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», г. Москва.
  5. Некоммерческая благотворительная организация «Благотворительный фонд В. Потанина», г. Москва.
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва.
  7. Некоммерческая организация «Российский фонд культуры», г. Москва.
  8. Некоммерческая организация «Благотворительный фонд культурных инициатив (фонд Михаила Прохорова)», г. Норильск.
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва.
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва.
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва.
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия», г. Москва.
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.
  15. Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва.
  16. Международный Фонд технологий и инвестиций, г. Москва.
  17. Фонд инновационных научно-образовательных программ «Современное естествознание», г. Москва.
  18. Фонд «Русский мир», г. Москва.

Перечень международных и иностранных организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 «О Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».

Если грантополучателем является юридическое лицо, то действие льготы по НДФЛ, предусмотренной в п. 6 ст. 217 НК РФ, на суммы грантов не распространяется, и суммы НДФЛ с выплат, производимых физическим лицам из средств гранта, удержанные и уплаченные в бюджет юридическим лицом, не являются излишне удержанными и возврату не подлежат (письмо УФНС России по г. Москве от 19 января 2010 г. № 20-15/3/003707@).

Таким образом, выплаты в виде грантов от организаций, не поименованных в постановлениях № 485 и 602, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
2. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
4. Постановление Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 «О Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».
5. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602 «Об утверждении Перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».
6. Постановление Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. № 688-ПП «О грантах города Москвы на развитие театрального и музыкального искусства, адресованного подрастающему поколению, дополнительного образования, новаций в организации культурного досуга детей».
7. Приказ Минобрнауки РФ от 7 сентября 2010 г. № 913 «Об утверждении типовой формы договора между Министерством образования и науки Российской Федерации, российским образовательным учреждением высшего профессионального образования и ведущим ученым, осуществляющим руководство научным исследованием о выделении гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
8. Приказ Минкультуры РФ от 4 февраля 2009 г. № 43 «Об утверждении Порядка предоставления в 2010–2012 гг. дополнительной государственной поддержки (грантов) Правительства Российской Федерации ведущим театрам для детей и юношества».
9. Письмо УФНС России по г. Москве от 19 января 2010 г. № 20-15/3/003707@.
10. Письмо ФНС РФ от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078@.
11. Письмо ФНС РФ от 1 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5120@ «О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.02.2011 № 03-03-10/14».
12. Комлева А. А. Налогообложение грантов //Бюджетный учет. – 2011. – № 1.
13. Свищева В. А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование – М. : ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».