Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Ликвидация автономных учреждений

Колбасов В.,
юрист

Автономное учреждение как юридическое лицо может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. О ликвидации автономного учреждения пойдет речь в данной статье.

Учреждения представляют собой различные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования, культуры и спорта, социальной защиты, основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами – собственниками.

Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, поскольку имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, что следует из ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Учреждения могут быть двух типов – частные и государственные (муниципальные), что  предусматривает п. 2 ст. 120 ГК РФ. Первые из названных создаются гражданами или  юридическими лицами, а вторые – Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием.

Все государственные (муниципальные) учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные учреждения.

В соответствии с ГК РФ правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам определяет Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя, при этом, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные Законом № 174-ФЗ, согласно п. 3 ст. 6 названного закона осуществляют:
- федеральный орган исполнительной власти в отношении учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации;
- государственная академия наук в отношении учреждения, подведомственного ей и созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- орган местного самоуправления в отношении учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (п. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формирует и утверждает учредитель в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, и отказаться от выполнения такого задания автономное учреждение не вправе (подп. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Помимо государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании  однородных услуг условиях (п. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности при условии, что эта деятельность служит достижению целей создания автономного учреждения, соответствует этим целям и указана в учредительных документах (уставе) учреждения (п. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Итак, автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ (п 1 ст. 19 Закона № 174-ФЗ).

Ликвидация автономного учреждения как юридического лица влечет его прекращение без  перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Из п. 2 ст. 61 ГК РФ следует, что юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения согласно п. 1.1 ст. 19 Закона № 174-ФЗ осуществляется в порядке, установленном:
- Правительством Российской Федерации в отношении федеральных автономных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации;
- местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных  автономных учреждений.

Таким образом, ликвидация федерального автономного учреждения будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее – Порядок № 539).

Решение о ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения (раздел V Порядка № 539). В решении указывается следующая информация:
- наименование учреждения с указанием типа;
- наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур.

Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или агентством.

Проект предоставляется учредителем в федеральный орган исполнительной власти одновременно с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной). Если на ликвидируемое федеральное учреждение возложены полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, то в пояснительной записке необходимо также отразить информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации учреждения.

Обратите внимание! Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом самостоятельно (п. 27 Порядка № 539).

После издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения:
1) в трехдневный срок доводит его до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;
2) в двухнедельный срок:
- утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения;
- устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.

Статьей 63 ГК РФ определено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, руководствуясь п. 29 Порядка № 539:
1) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;
2) представляет для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя ликвидируемого учреждения:
- промежуточный ликвидационный баланс – в десятидневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами;
- ликвидационный баланс – в десятидневный срок после завершения расчетов с кредиторами;
3) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.

Требования кредиторов ликвидируемого федерального автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Напомним, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом,  находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Не следует забывать о том, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого  юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности,  установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ):
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого федерального учреждения, ликвидационная комиссия передает (п. 31 Порядка № 539) следующим образом:
- недвижимое имущество – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;
- движимое имущество – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».