Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N5 / 2013

Особенности проведения плановых проверок некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации

Грищенко А.В.,
главный редактор журнала

Щарева О.Л.,
KPMG, г. Москва

С принятием в июле 2012 г. поправок в Федеральный закон № 121-ФЗ, контроль за деятельностью НКО был ужесточен со стороны Министерства юстиции. С 2013 г. российские некоммерческие организации, являющиеся получателями денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, а также участвующие в политической деятельности, должны  зарегистрироваться как иностранные агенты в Министерстве юстиции. Кроме того, не должны забывать указывать свой «новый статус» агента во всех публикациях в СМИ и Интернете. В связи с этими событиями масштабная плановая проверка организаций в этом году была организована по поручению Генеральной прокуратуры России.

Соответствующий план проверок был утвержден в декабре 2012 г. Он направлен на контроль за соблюдением законности в деятельности НКО, в том числе, финансируемых из-за рубежа.

Проверки деятельности НКО проводятся один раз в 3 года. Основанием для включения некоммерческой организации в ежегодный план проверок, в соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, является истечение 3 лет со дня:
-  государственной регистрации некоммерческой организации;
-  окончания проведения последней плановой проверки некоммерческой организации.

Предметом проверки НКО является соответствие целям деятельности, а также контроль за расходованием денежных средств и иного имущества, предусмотренных учредительными документами.

Плановые проверки проводятся двумя способами.

1. Выездные проверки проводятся по месту нахождения или деятельности НКО при наличии необходимости подтверждения достоверности сведений.

После вынесения распоряжения Управления о проведении проверки заверенная печатью копия вручается руководителю некоммерческой организации. Председатель комиссии с руководителем НКО определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, а также временные рамки проверки. Дальнейшая деятельность специалистов предполагает:
-  запрос и получение от руководителя и работников НКО необходимых документов за  проверяемый период для их изучения;
-  проведение рабочих встреч и совещаний с руководителем организации для обсуждения предварительных результатов проверки, требующих получения дополнительных пояснений и устранения возможных разногласий по выявленным нарушениям.

Документы некоммерческой организации, необходимые для проведения проверки,  представляются председателю комиссии в срок, установленный в уведомлении. Некоммерческая организация может представить необходимые документы в виде копий или в форме электронных документов. Если документы вовремя не представлены, руководитель НКО дает письменное объяснение причин по этому вопросу. Передача запрашиваемых документов осуществляется по акту приема-передачи.

2) Документарные проверки проводятся без выезда на место нахождения или деятельности НКО.

После получения необходимых документов от представителя НКО по акту приемапередачи, по средствам почтовой связи или по электронной почте специалисты рассматривают и подтверждают достоверность документов, также подготавливают письмо для получения дополнительных документов, когда это необходимо. После того, как специалисты рассмотрят представленные организацией пояснения к документам, если Управление устанавливает признаки нарушения обязательных требований законодательства РФ, они вправе провести выездную проверку.

Общий срок проведения проверки – с даты начала проверки и до даты составления акта  по результатам проверки – не может превышать 20 рабочих дней.

Проверка завершается составлением акта проверки. К акту прилагаются документы, связанные с проверкой – объяснения руководителей и работников НКО, на которых возлагается  ответственность за нарушения. Существуют меры, принимаемые Управлением по результатам проверки:
-  информационное письмо – направляется НКО по результатам проверки в виде письма, носящего рекомендательный характер (например, в ходе проверки выяснилось, что организация нарушает положения требований своего Устава);
-  предупреждение – выносится некоммерческой организации в письменной форме за нарушения действующего законодательства;
-  непредставление некоммерческой организацией запрашиваемых для проведения проверки документов в установленный уведомлением срок является основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Некоммерческая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление в письменной форме возражения.

Некоммерческие организации – иностранные агенты подпадают под более тщательную проверку по сравнению с другими некоммерческими организациями. В связи с получением денежных средств из-за рубежа и осуществления политической деятельности, организации должны представлять дважды в год в ведомство дополнительный отчет о деятельности и персональном составе руководящих органов НКО, ежеквартально сообщать о целях расходования средств и фактическом использовании имущества.

Отчитываться перед Минюстом о своей деятельности иностранные агенты должны один раз в 6 месяцев. Один раз в год для них вводится обязательная аудиторская проверка. Предусмотренные штрафы за несоблюдение подобных обязательств составляют от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

В соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок некоммерческих организаций в 2013 г., опубликованным на официальном сайте Минюста, проверке подлежат 7357 некоммерческих организаций. В установленном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 порядке план проверок согласован с органами прокуратуры РФ.

Кроме того, у каждого Управления Минюста России по региону существует свой план проверок, утвержденный на 2013 г. На рисунке и в таблице показаны регионы с наибольшим (более 160 плановых проверок по региону) и наименьшим (менее 30 плановых проверок по региону) количеством плановых проверок в настоящем году.

По результатам Генпрокуратуры за первое полугодие проведенных плановых проверок было выявлено 215 некоммерческих организаций – иностранных агентов, которые получали  иностранное финансирование и выполняли политические функции. После вступления нового  закона в силу 193 из этих организаций приостановили свою деятельность или отказались от финансирования из-за рубежа. 2226 некоммерческих организаций получили иностранное инвестирование в размере 30,8 млрд руб. с ноября 2012 г. Кроме того, 17 НКО финансировались через посольства иностранных государств, что является нарушением ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. – вмешательство во внутренние дела страны и нарушение общепринятых норм международного права. Стоит отметить, что о финансировании политических организаций в этой статье даже не упоминается.

Окончательные выводы уже можно будет сделать в конце 2013 г., после проведения всех плановых проверок НКО. Пока Генпрокуратуре поручено проанализировать уже имеющиеся результаты и выработать предложения по усовершенствованию закона, который должен применяться и исполняться всеми без исключения некоммерческими организациями.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».