Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N1 / 2014

Некоммерческие организации в России: анализ современного состояния законодательства

Грищенко А.В.,
главный редактор журнала

В статье дан анализ организационно-правовых особенностей функционирования некоммерческих организаций. Выражена авторская позиция в отношении современного состояния  законодательства, которое практически уравнивает налоговый статус коммерческих и  некоммерческих организаций. Автором сделан вывод о необходимости выработки четкого концептуального подхода к формированию системы правовой и налоговой идентификации некоммерческих организаций, который необходимо проводить одновременно с совершенствованием законодательства о коммерческих организациях.

Некоммерческие организации представляют один из фундаментальных самостоятельных секторов экономики. Три основные категории организаций имеются в каждом обществе: коммерческие, государственные и некоммерческие.

Некоммерческие организации как вид организационно-правовой формы ведения деятельности, как правило, описывают множеством терминов: организации социальной политики, некоммерческие организации, неправительственные организации, организации гражданского сотрудничества, благотворительные организации, благотворительные фонды, добровольные общества, массовые движения, организации третьего сектора, независимые организации, организации социального сектора.

В средствах массовой информации и в литературе общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются  правительствами своих стран, часто носят название «неправительственные организации»,  или сокращенно НПО (nongovernmental organization). Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу, речь идет о синониме термина «некоммерческие организации».

Согласно классификации, используемой при построении системы национальных счетов, в соответствии с типами экономического поведения все субъекты национальной экономики сгруппированы в пять секторов:
1) сектор государственных учреждений;
2) сектор финансовых учреждений;
3) сектор нефинансовых предприятий;
4) сектор некоммерческих организаций;
5) сектор домашних хозяйств.

При этом сектор некоммерческих организаций (обслуживающих домашние хозяйства) включает институциональные единицы, которые предоставляют индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений и обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств.

На практике некоммерческие организации являются даже более разнообразными, нежели те  термины, которые употребляются для их характеристики. Это могут быть религиозные  организации, университеты, больницы, общества по охране окружающей среды, музеи,  молодежные организации, общества по защите гражданских прав, организации развития общества, профсоюзы, политические партии, общественные клубы и многие другие. НКО играют важную социальную, экономическую и политическую роль в обществе как производители услуг, работодатели и правозащитники. Кроме того, они играют менее заметную, но все более отчетливо проявляющуюся роль в развитии гражданского общества, способствуя повышению качества жизни, провозглашая и продвигая гражданские и религиозные ценности.

Организационно-правовые особенности функционирования НКО
Российский некоммерческий сектор – это почти 416 380 организаций, которые работают на местном, региональном и федеральном уровнях(1) (рис. 1). В этот перечень входят организации, имеющие статус «исключенных», – 191 177.

Из 225 203 зарегистрированных НКО к «третьему сектору» можно отнести 191 354 организации (в это число не входят политические партии, государственные корпорации, государственно-общественные объединения, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциации экономического развития, садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества, советы муниципальных образований, ТСЖ, ТПП, нотариальные палаты, учреждения).

По своим основным показателям российский некоммерческий сектор заметно отстает от «третьего сектора» в развитых странах (преимущественно государств Западной Европы и Северной Америки). Так, в Российской Федерации доля доходов НКО в ВВП составляет 0,6%. В развитых государствах этот показатель – 6,5%. В России в организациях «третьего сектора» занято около 1% общей численности занятых, в развитых странах число занятых – 7,1%. Доля социально ориентированных НКО (СО НКО) в Российской Федерации – 13,5%. В государствах Западной Европы и Северной Америки – 60–70% (табл. 1).


(1) Министерство юстиции Российской Федерации. – URL: unro.minjust.ru/NKOs.aspx (ноябрь 2013 г.).


Основная деятельность НКО заключается в обеспечении общества набором благ с особыми достоинствами, куда, помимо прочего, входят услуги по оказанию помощи нуждающимся и пр.

Эти функции в значительной степени относятся к функциям государства, однако то обстоятельство, что деятельность НКО остается востребованной, объясняется тем, что государственный сектор своей деятельностью не может охватить потребности всех слоев общества. В рамках общественного сектора размещение ресурсов между разными направлениями деятельности отражает предпочтения только части населения государства.

Наряду с этим определенные группы населения готовы финансировать общественно полезную или благотворительную деятельность при условии несколько иного распределения средств. В этом случае некоммерческие организации дополняют деятельность государства, и государство не подменяет НКО.

Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций в России предусмотрены ст. 50 ГК РФ, ст. 116–123 ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

В Законе № 7-ФЗ закреплены основные принципы функционирования некоммерческих организаций и имеют более широкое толкование организационно-правовые формы,  предусмотренные ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять  предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, соблюдая ряд требований:
1) эти виды деятельности не запрещены законодательством Российской Федерации;
2) эти виды деятельности соответствуют целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами;
3) наличие специальных разрешений (лицензий), если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

НКО создаются для реализации социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в целях, направленных на предоставление общественных благ, которые не могут быть обеспечены в силу различных обстоятельств государством и коммерческими организациями. НКО являются субъектом и неотъемлемым элементом нормально функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание общественных благ и услуг. Социальная функция некоммерческого сектора в стране – быть каналом коммуникации, связью между обществом и государством через занятых в неправительственных организациях 10–15% наиболее социально активных граждан.

Законом № 7-ФЗ определены следующие формы некоммерческих организаций (табл. 2).

Федеральным законодательством могут предусматриваться иные формы некоммерческих организаций (табл. 3).

Спектр социально-экономических, политических, иных потребностей и интересов, который представляют ныне существующие некоммерческие организации, огромен. Причем с постоянным расширением числа новых видов некоммерческих организаций сфера правового регулирования их деятельности постоянно расширяется и обогащается, что не способствует достижению правового единства, а напротив, порождает большое количество проблем в сфере законодательного, правоприменительного и налогового регулирования деятельности некоммерческих организаций.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации(1) отмечено, что многие правовые акты о некоммерческих организациях далеки от совершенства, они нередко изобилуют пробелами, повторами и противоречиями. Кроме того, имеется ряд сфер деятельности некоммерческих организаций, которая регулируется законодательством явно недостаточно.

По мнению автора, выделение некоммерческих организаций в отдельные виды, которым соответствуют как основные, так и особые организационно-правовые формы юридических лиц, нередко проведено искусственно, при отсутствии практически значимых признаков,  характеризующих особенности их гражданско-правового положения, либо при отсутствии для этого реальной потребности. Отдельные формы юридических лиц ошибочно отнесены к некоммерческим организациям, поскольку:
1) потребительские общества и потребительские кооперативы в действительности являются коммерческими организациями – производственными кооперативами;
2) товарные, фондовые биржи и негосударственные пенсионные фонды (деятельность направлена на извлечение прибыли) являются хозяйственными обществами;
3) объединения работодателей и торгово-промышленные палаты по существу являются  объединениями юридических лиц;
4) общественные фонды являются обычными фондами, от которых практически не отличается  автономная некоммерческая организация;
5) огороднические и садоводческие товарищества, общества взаимного кредитования и взаимного страхования, общины коренных малочисленных народов не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов;
6) некоммерческое партнерство по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу);
7) особой организационно-правовой формой юридического лица по закону считается орган  общественной самодеятельности, которому статус юридического лица не нужен.

Принятие специальных законов привело к неоправданному увеличению количества форм, видов, типов некоммерческих организаций, и сложившееся многообразие не представляет собой единой системы. Принципы организации и деятельности некоммерческих организаций оказываются настолько разнородными, что невозможно выделить для них единые квалифицирующие признаки.

Зачастую отнесение к кругу некоммерческих организаций новых субъектов гражданского права оказывается чисто номинальным, что, в свою очередь, сводит на нет деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Признаки, позволяющие наиболее точно систематизировать некоммерческие организации, приведены в методологических положениях ООН по статистике (табл. 4).


(1) Одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.


Признаки по методологии ООН нашли отражение и в российском законодательстве – Гражданском кодексе, Федеральном законе № 7-ФЗ. Так, российские НКО:
- имеют официальный статус юридического лица (ст. 3 Закона № 7-ФЗ);
- не ставят извлечение прибыли в качестве основной цели (ст. 2 Закона № 7-ФЗ);
- выступают независимыми хозяйственными субъектами (п. 1 ст. 48 ГК РФ);
- обладают организационной структурой органов управления (гл. 5 Закона № 7-ФЗ);
- не имеют уставного капитала (за исключением некоммерческих партнерств).

Современное состояние законодательства о НКО Формирование российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. на территории России действовал Закон СССР «Об общественных объединениях» (принятый в октябре 1990 г.), в дальнейшем на его основе был разработан одноименный Закон РФ, который вступил в действие с 22 мая 1995 г.

Появление кодифицированных норм о некоммерческих организациях относится к середине 1990-х гг. и связано с принятием 30 ноября 1994 г. ч. 1 ГК РФ. В разделе «Некоммерческие организации» ГК РФ представлен перечень форм некоммерческих организаций, включены основные характеристики их гражданско-правового статуса, порядок получения и использования ими имущества.

Данный закон регламентировал пять возможных форм общественных объединений, включая такие экзотические, как орган общественной самодеятельности. Следует также выделить Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 (ред. от 27.01.1995) «О свободе вероисповеданий», который рассматривал религиозные объединения в качестве одного из видов общественных организаций и устанавливал для них сходный порядок создания и деятельности.

Для решения назревших проблем в 1995–1996 гг. был выпущен ряд законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Основы деятельности некоммерческого сектора на территории России заложил Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вступивший в силу с 12 января 1996 г. Также к блоку новых законов относятся Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и новый Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общественных объединениях». Данные законы можно рассматривать как базовые, определяющие основные понятия для различных направлений деятельности некоммерческого сектора. Принятие данных законов привело к быстрому развитию некоммерческого сектора в стране.

Со времени начала в России радикальных социально-экономических реформ и особенно после принятия 12.01.1996 № 7-ФЗ Федерального закона «О некоммерческих организациях» численность организаций третьего сектора постоянно росла. В этот период началось создание на официальной правовой базе сети социально-культурных учреждений и фондов – школ, театров, домов призрения, библиотек, музеев – в том числе через привлечение имущественных и финансовых вкладов учредителей (граждан и частных коммерческих предприятий, банков и др.). Только за 1990-е гг. число зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций в России составило почти 275 тыс., а по состоянию на начало 2000 г. в нашей стране было официально зарегистрировано около 485 тыс. некоммерческих организаций.

Следует отметить, что к концу 1990-х г. определилась тенденция к сокращению форм и методов государственной поддержки некоммерческого сектора, а также к сужению области их применения, что было обусловлено рядом причин (ухудшением финансового положения государства, наличием фактов злоупотреблений и неправомерного присвоения льгот некоммерческими организациями и т. п.) как объективного, так и субъективно-политического характера. В результате это выразилось в государственной политике ограничения налоговых льгот (в основном по налогу на прибыль), что заметно ухудшило положение некоммерческих организаций [3].

С введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 НК РФ (ч. 2), в соответствии с которой были отменены практически все существовавшие льготы по налогу на прибыль в отношении как самих некоммерческих организаций, так и их инвесторов, российское налоговое законодательство последовательно двигалось по пути дальнейшего сокращения налоговых льгот (при одновременном постепенном снижении ставок налогов).

Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» внесены изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций – социально ориентированные некоммерческие организации. К таким видам деятельности отнесены: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных и т. д.

С 1 января 2011 г. начался очередной этап реформы государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий жесткое ориентирование порядка использования ими бюджетных средств на достижение конечного результата их финансово-хозяйственной деятельности, определяемого утверждаемыми для них вышестоящими органами  государственными (муниципальными) заданиями, а также распределение этих учреждений на три основные организационно-правовые формы в зависимости от порядка получения и использования ими бюджетных средств (создан новый тип учреждений: казенные, бюджетные и автономные).

Президент РФ В. Путин подписал Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Некоммерческие организации, участвующие в политической деятельности, получающие материальную помощь из иностранных источников, будут находиться под особым контролем государства. Закон направлен на организацию общественного контроля за работой объединений, работающих в политической сфере Российской Федерации и получающих средства из-за рубежа, под действие нового закона попало около тысячи некоммерческих организаций.

В налоговой политике на плановый период до 2013 г. было включено совершенствование системы налогообложения некоммерческих организаций. Так, на среднесрочную перспективу были  предложены и реализованы следующие направления деятельности:
- расширение налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снижение налоговых издержек, связанных с осуществлением благотворительной деятельности;
- исключение из налоговой базы по НДФЛ выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
- предоставление права некоммерческим организациям учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по формированию резервов предстоящих расходов для уставной деятельности;
- уточнение переченя необлагаемых налогом на прибыль доходов некоммерческих организаций – собственников целевого капитала;
- расширение перечня видов деятельности, поддержка (гранты) которых не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- освобождение от налогообложения доходов в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;
- освобождение от налогообложения доходов в виде целевых поступлений, полученных на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
- содействие развитию благотворительной деятельности через институт социальной рекламы, внесение в законодательство изменений, позволяющих установить разграничение между  понятиями «реклама» и «социальная реклама»;
- освобождение от НДС услуг по уходу за нуждающимися в социальной поддержке и защите и т. д.

Заключение
На современном этапе развития некоммерческие организации занимают существенную нишу во всестороннем развитии государства как центра экономических и социальных отношений.

Таким образом, развитие некоммерческого сектора в России происходит под воздействием  национальных особенностей. Также для некоммерческого сектора России характерны тенденции быстрого роста и усиливающегося влияния на развитие национальной экономики.

Анализируя всю совокупность принятых нормативных актов в рассматриваемой сфере, можно сделать вывод о необходимости выработки четкого концептуального подхода к формированию системы правовой и налоговой идентификации некоммерческих организаций, который необходимо проводить одновременно с совершенствованием законодательства о коммерческих организациях.

При наличии единой системы организационно-правовых форм станет возможным предоставление  со стороны государства налоговых преференций надлежащим субъектам. Выделяя среди  некоммерческих организаций получателей льгот, необходимо, прежде всего, обращать внимание на виды деятельности таких организаций и источники их финансирования.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций как юридических лиц (независимо от вполне возможного сохранения в законе их деления на многочисленные виды соответственно различиям в их основной деятельности) должны быть оптимизированы в  зависимости от реальных гражданско-правовых особенностей их внутреннего устройства.

Литература
1. Гришаев С.П. Некоммерческие организации. – Система ГАРАНТ, 2010.
2. Грищенко А.В. Методические аспекты формирования и налогообложения целевого капитала некоммерческих организаций // Вестник Воронежского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 167–174. – (Серия «Экономика и управление»).
3. Грищенко Ю.И. Этапы становления некоммерческих организаций в России // Некоммерческие организации в России. – 2012. – № 5.
4. Грищенко А.В., Грищенко Ю.И. Налогообложение благотворительной деятельности в России: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 4. – С. 169–174.
5. Грищенко А.В., Грищенко Ю.И. Налоговое планирование как способ управления финансовыми ресурсами некоммерческой организации // Бизнес в законе. – 2013. – № 1. С. 172–176.
6. Повышение эффективности государственных инвестиций в сектор социально-ориентированных (СО) НКО. – The Boston Consulting Group. – М., 2011.
7. Рыбакова О.М. Система национальных счетов для сектора некоммерческих организаций,  обслуживающих домашние хозяйства Российской Федерации / О.М. Рыбакова, Е.М. Гирбасова // Международный бухгалтерский учет. – 2010. – № 18. – С. 12–23.
8. James R. Hines. Jr. Nonprofit Business Activity and Unrelated Business Income Tax. – Cambridge, 1998.
9. Weisbrod Burton Allen. The nonprofit economy. – Harvard University Press, Cambridge,  Massachusetts, London, England. – 1988. – Р. 16.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».