Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"новинка

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N2 / 2014

О необходимости совершенствования концепции отбора организаций для проведения выездных налоговых проверок

Грищенко А. В.,
главный редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»

Особое место в системе налогового администрирования занимает осуществление налогового контроля, реализация которого осуществляется, в том числе, посредством проведения выездных налоговых проверок (далее – ВНП).

В 2007 г. в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок была утверждена Концепция системы планирования ВНП.

Данный нормативный правовой акт содержит критерии оценки рисков для организаций, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения ВНП.

Налогоплательщики вправе самостоятельно оценить вероятность проведения ВНП их деятельности.

При этом считаем целесообразным разработать концепцию отбора социально значимых  организаций (CЗО) – налогоплательщиков для проведения ВНП, учитывающих специфику деятельности указанных организаций, социальную направленность их работы, отсутствие в большинстве случаев цели извлечения прибыли как основной цели деятельности, финансово-экономические показатели деятельности.

Наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, что подтверждается показателями, характеризующими деятельность налоговых органов субъектов Российской Федерации и налоговой службы в целом (табл. 1).

В 2007 г. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования ВНП. Целью данной Концепции является создание единой системы планирования ВНП, повышение дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

Задачами разработанной Концепции являлись:
- создание единой системы планирования ВНП;
- повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков;
- рост доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
- сокращение количества налогоплательщиков, работающих в теневом секторе экономики;
- информирование налогоплательщиков о критериях отбора для проведения ВНП.

В соответствии с Концепцией были утверждены Критерии, по которым налогоплательщик автоматически подвергается ВНП. Однако данные Критерии носят единый характер для всех налогоплательщиков и не предусматривают особенности деятельности некоммерческих организаций, в частности организаций социально значимых отраслей народного хозяйства.

Критериями для самостоятельной оценки рисков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения ВНП, могут являться следующие.
1. Налоговая нагрузка у организации ниже среднего уровня по конкретной отрасли (ОКВЭД).
2. Отражение организацией в отчетности (бухгалтерской или налоговой) убытков.
3. Отражение организацией в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС (более 89%).
4. Существенный темп роста расходов (над темпом роста доходов).
5. Выплата организацией среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня по виду деятельности.
6. Приближение к предельному значению величин пороговых показателей (специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД и т. д.)).
7. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода.
8. Создание «цепочки контрагентов» и ведение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками/посредниками при отсутствии цели.
9. Непредставление организацией пояснений ФНС России и т. п.
10. «Миграция» между налоговыми органами.
11. Существенное отклонение уровня рентабельности.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (постановление Пленума ВАС РФ № 53).

Любая коммерческая организация создается и функционирует для извлечения прибыли.

Организации социально значимых отраслей народного хозяйства (в том числе некоммерческие),  как правило, носят некоммерческий характер, целью деятельности таких организаций является не извлечение прибыли, а достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей и т. д.

Следовательно, второй критерий Концепции – критерий наличия убытков по результатам  финансово-хозяйственной деятельности на протяжении нескольких налоговых периодов является неактуальным для организаций социально значимых отраслей народного хозяйства.

Таким образом, рекомендуется использовать дополнительный критерий, оценивающий деятельность организаций социально значимых отраслей народного хозяйства, а именно экономическую и социальную эффективность.

13. Несоответствие показателей экономической и социальной эффективности деятельности организаций социально значимых отраслей народного хозяйства нормативным значениям.

Эффективность является обязательным условием экономической деятельности. Эффективность – соотношение между чистым эффектом от получаемых результатов деятельности и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами (эффект, деленный на затраты).

Одной из форм осуществления финансового контроля является аудит эффективности  расходования бюджетных средств и использования регионального публичного имущества,  реализуемой Счетной палатой РФ.

Счетной палатой разработан Стандарт финансового контроля № 104 «Проведение аудита  эффективности использования государственных средств». В п. 5.3.1 Стандарта указано, что критериями оценки эффективности являются «качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных средств и (или) деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных средств». Указанный Стандарт не закрепляет четких критериев, а определяет, что «критерии оценки эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности».

Однако для планирования выездных налоговых проверок необходимо разработать пороговые критерии количественных и качественных показателей эффективности деятельности социально значимых организаций.

Экономическая эффективность СЗО – это соотношение полученных результатов и произведенных затрат.

Для социально значимых организаций эффективность деятельности можно определить как относительный эффект, результативность целевого проекта или программы. Поскольку основной итог деятельности социально-значимых организаций – это количество потребителей некоммерческих услуг, а значительную часть поступлений составляют целевые поступления, то показатель эффективности деятельности социально значимых организаций можно рассчитать по формуле

где  – экономическая эффективность СЗО;
Пост – сумма поступлений в СЗО;
Р – расходы по проекту (смете).

Высокому уровню экономической эффективности социально-значимой организации соответствует показатель, равный 95% и более. Нижняя граница значения показателя не должна быть меньше 75%(1) [1].

Помимо экономической оценки деятельности СЗО, большое значение придается анализу  социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности социально значимой организации.

В практике оценки деятельности некоммерческой организации принято выделять три уровня результатов:
1) продукт (Output) – это то, что конкретные люди получили от деятельности НКО;
2) результат (Outcome) – это то, что изменилось в результате потребления продукта: поведение, уровень благосостояния или жизнь целевой группы;
3) эффект (Impact) – это то, что изменилось в структуре проблемы.

 

(1) За основу взята методика расчета эффективности государственной программы.

 

Любая программа СЗО имеет дело с какой-то общественной проблемой. Если у деятельности СЗО есть результат, то можно надеяться и на эффект, т. е. долгосрочные, структурные изменения. Это изменения в социуме или всем обществе, а не только на уровне целевой группы.

Таким образом, социальная эффективность социально значимой организации – это степень  достижения социального результата.

Социальная эффективность – это степень достижения поставленных целей, определенного социального эффекта в процентном или абсолютном выражении (как конкретный результат в отношении всего населения или группы людей, получивших выгоду).

Например, в отношении конкретного больного – это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью. На уровне всей отрасли здравоохранения – это увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи.

К показателям социальной эффективности можно отнести социальный индекс Вайсброда,  коэффициент социальной рентабельности. Следует отметить, что эти показатели предполагают оценку работы социально значимых организаций, для которых величина социального эффекта деятельности является основным показателем эффективности.

Социальный индекс (дословно индекс общественности) PI (Publicness Index) был введен  американским экономистом Б. Вайсбродом (Burton Weisbrod) для определения уровня производства социальных эффектов в НКО. Согласно расчетам Вайсброда, индекс отражает взаимосвязь между видами финансовых поступлений и характером предоставляемых им  социальных услуг или производимой продукции.

Социальный индекс Вайсброда рассчитывается как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ.

Доходы от создания общественных благ выступают в форме государственных дотаций, грантов, благотворительных вкладов и т. п.

К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ, а также членские и  спонсорские взносы. Членские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации товаров, услуг, работ в НКО. В ответ на спонсорский вклад НКО предлагают рекламу, PR-  мероприятия и др., тогда как в обмен на членские взносы – набор своих товаров и услуг.

где  – социальный индекс (Publicness Index);
 – доходы от создания общественных благ (благотворительные вклады, гранты,  государственные дотации и т. п.);
 – доходы от выпуска частных благ (реализация товаров, услуг и работ; а также членские и спонсорские взносы).

Для социально значимых организаций социальный эффект выступает в роли главного результата деятельности, от величины и значимости которого зависит уровень их финансирования и стимулирования со стороны государства, призванного выражать интересы общества, а также других инвесторов. В конечном счете величина и значимость социального эффекта для общества в целом или его отдельных сегментов должны определять саму возможность учреждения и функционирования того или иного некоммерческого субъекта.

Именно социальный эффект должен явиться отправной точкой в оценке результатов деятельности социально-значимых организаций.

Прежде всего, необходимо выяснить, является ли продукт, создаваемый некоммерческим  субъектом, носителем социального эффекта. Иными словами, имеет ли место положительный социальный эффект. В ряде случаев такая оценка не представляет сложности. Например, социальный эффект от деятельности медицинских учреждений выражается в снижении заболеваемости обслуживаемого населения различными болезнями; вузов – в количестве граждан, получивших высшее образование по актуальным для общества специальностям; органов внутренних дел – в сокращении преступности. Эти результаты вполне поддаются количественной оценке и лежат как бы на поверхности.

Значения социального индекса могут изменяться от 0 до бесконечности. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования социально-значимой организации. Для СЗО, производящих только общественные блага, социальный индекс равен 1.

Таким образом, социально значимые организации с высоким уровнем самофинансирования также рекомендуется включать в план выездных налоговых проверок. 14. Критерий, применяемый для планирования выездных налоговых проверок. Прочие доходы организаций социально значимых отраслей народного хозяйства превышают приемлемый уровень существенности.

СЗО могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых она создана. В соответствии с ФЗ № 7-ФЗ такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

При совершении налогоплательщиком нетипичных хозяйственных операций, носящих   несистематический характер, возрастает вероятность появления (наличия) ошибок, в том числе обнаружения недобросовестных действий руководства социально значимых организаций.

Таким образом, проверка достоверности и полноты сведений о прочих доходах организаций  социально значимых отраслей народного хозяйства является актуальной, а предварительная   оценка прочих доходов позволит снизить трудоемкость выездной налоговой проверки.

Если СЗО имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, что является одним из дополнительных источников финансирования для осуществления уставной цели социально-значимой организации, и прочие доходы организаций превышают приемлемый уровень существенности, то такие социально значимые организации (в дополнение к основным критериям) также рекомендуется включать в план выездных налоговых проверок.

В ходе планирования выездной налоговой проверки существенность прочих доходов должна оцениваться на уровне 3 [2]–5% [3] (в зависимости от рассматриваемой организации возможны различные уровни существенности) и рассчитываться на основе базовых показателей. В качестве базовых показателей могут выступать:
- валюта бухгалтерского баланса;
- раздел III «Целевое финансирование» бухгалтерского баланса;
- отчет о целевом использовании средств.

Таким образом, необходимо разработать методические рекомендации по оценке существенности прочих доходов организаций социально значимых отраслей народного хозяйства при планировании выездных налоговых проверок.

В целях повышения обоснованности включения отбора организаций социально-значимых отраслей народного хозяйства в план проведения выездных налоговых проверок и улучшения предпроверочной подготовки целесообразна разработка Концепции отбора социально значимых организаций – налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок».

Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
2. Стандарт 3.7.5. «Определение уровня существенности». Утвержден приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы oт 06.11.2013 № 43/01-05. – URL: ksp.mos.ru›common/upload/STANDART_3.7.5.doc (дата обращения: 25.10.2013).
3. Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». – URL: base.garant.ru/12132060/(дата обращения: 25.10.2013).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».