Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N3 / 2014

Цены для целей налогообложения: калькуляция и ценообразование в учреждениях культуры

Семенихин В.В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Довольно часто бюджетные учреждения культуры помимо уставной деятельности осуществляют и иную деятельность, приносящую доход. Это могут быть такие мероприятия, как проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов, проведение вечеров отдыха, дискотек и т. п. Приобретая входные билеты, посетители оплачивают данные мероприятия. Для расчета цены билета бухгалтерией учреждения составляется калькуляция каждой услуги в отдельности, при этом должна быть учтена специфика расходов. В указанную цену необходимо включить все собранные затраты, для того чтобы у учреждения культуры оставалась прибыль.

Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или  слишком низкой, поэтому многие учреждения культуры волнуют вопросы ценообразования.

В данной статье рассмотрим вопросы ценообразования и порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры.

Учреждения культуры могут оказывать платные услуги в соответствии с потребностями  населения. Платные услуги оказываются на основании приказа руководителя учреждения культуры, который координирует работу всех служб, обеспечивающих и оказывающих платные услуги. Также он утверждает перечень платных услуг и согласует его с органами местных властей, отвечает за подбор специалистов, которые будут оказывать платные услуги, распределяет время предоставления платных услуг, осуществляет контроль качества предоставляемых услуг и т. д.

При предоставлении платных услуг населению учреждение культуры обязано:
- приказом руководителя назначить ответственного за организацию платных услуг и определить круг его обязанностей, зафиксированных в должностной инструкции;
- обеспечить надлежащее качество предоставляемых платных услуг;
- иметь необходимые документы (приказ руководителя учреждения об организации платных услуг, приказ руководителя учреждения о назначении ответственного за организацию платных услуг и определении круга его обязанностей, приказы руководителя об утверждении прейскуранта на платные услуги, перечень платных услуг, документы, подтверждающие оплату услуг, документы на оплату труда работников, занятых в предоставлении платных услуг, и т. д.).

Платные услуги осуществляются работниками, состоящими в штате учреждений, либо  привлеченными специалистами, с которыми заключается договор подряда. Работники, занятые в предоставлении платных услуг, несут персональную ответственность за полноту и качество их выполнения.

Перечень видов платных услуг, оказываемых учреждением культуры, должен быть предусмотрен в уставе учреждения. Например, для библиотек такими услугами могут быть: подготовка тематических (фактографических) справок; заказ книг; организация разнопрофильных лекториев, курсов и т. п. Для Дворца (дома) культуры – кружки игры на музыкальных инструментах, кружки пения, танцевальные кружки; кружки кройки и шитья, физкультурно-оздоровительные кружки и т. п.

Обратите внимание!
Учреждение культуры не вправе оказывать услуги, не поименованные в его уставе.

При предоставлении платных услуг в учреждении культуры сохраняется установленный режим работы, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться качество их предоставления.

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, обычно оформляются договором, в котором устанавливаются порядок и сроки оплаты. В случае несвоевременной их оплаты учреждение вправе прекратить оказывать эти услуги до полного погашения задолженности. Помимо договора они могут оказываться на основании абонемента, пропуска, билета (с указанием в них номера, суммы оплаты, количества дней и часов посещения) или иного документа, подтверждающего оплату потребителем услуги.

При предоставлении услуг учреждение культуры обязано обеспечить население бесплатной, доступной и достоверной информацией: о режиме работы учреждения, о видах, условиях предоставления и получения бесплатных услуг, о видах платных услуг с указанием их стоимости, о контролирующих организациях и другом.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (далее – Основы законодательства о культуре) установлено, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры вправе устанавливать самостоятельно. Иначе говоря, оказание платных услуг осуществляется по ценам, разработанным специалистами учреждения культуры. При расчете цен учитывают следующие факторы:
- себестоимость услуги;
- планируемая рентабельность;
- уникальность услуги;
- ценность используемых объектов;
- выполнение особых условий (срочность, сложность, сервисность, приоритетность).

На основании установленных цен разрабатывают прейскурант на платные услуги, который  утверждает руководитель учреждения культуры. Такой прейскурант в обязательном порядке согласуется с учредителем учреждения.

Следует отметить, что прейскурант может периодически пересматриваться с учетом текущей ситуации. Порядок его пересмотра определяется в положении о платных услугах.

При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органы местного самоуправления, – органы местного самоуправления.

В настоящее время порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определен постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Основным принципом установления цен (тарифов) является соблюдение интересов поставщика и потребителя услуги. Формирование цен (тарифов) на платные услуги основано на принципе полного или частичного возмещения затрат учреждения на оказание данной услуги, при котором цена (тариф) складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.

Согласно статистическим данным процесс ценообразования платных услуг в учреждениях  культуры осуществляется по-разному в зависимости от направления деятельности этих  учреждений (постановление Госкомстата РФ от 30.10.1996 № 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению»).

Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). Если услуги предоставляются музеями и выставками, то стоимость билета будет рассчитываться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Обычно цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не подлежат государственному регулированию, так как не входят в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Порядок формирования цен на данные услуги установлен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными письмом Минэкономики от 20.12.1995 № 7-1026 «О Методических  рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги» (вместе с Методическими рекомендациями, утвержденными Минэкономики РФ 06.12.1995 № СИ-484/7-982) (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с п. 4.1 Методических рекомендаций свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг. Отметим, что данные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен.

Конкретные цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые населению, рассчитывают  специалисты учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Основ законодательства о культуре).

Калькуляция – представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат в денежном  выражении на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий, а также на  осуществление работ и услуг.

При расчете цен на платные услуги учреждение определяет себестоимость услуги исходя из фактических затрат. По каждому виду оказываемых платных услуг составляют расчет, в котором себестоимость формируется на основании анализа прямых затрат.

Кроме того, цены на услуги могут рассчитываться с учетом себестоимости работы, планируемой рентабельности, уникальности самих услуг, ценности используемых объектов, а также особых условий выполнения (срочности, приоритетности, сложности и т. д.).

Также при расчете цен (тарифов) на платные услуги учреждения культуры могут использовать методики расчета, утвержденные главным распорядителем, и составлять расчетные (плановые) калькуляции по видам услуг, расшифровку по статьям затрат.

Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производят за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов. При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.

Заметим, что прямыми затратами являются затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги, например:
- основная заработная плата;
- дополнительная заработная плата;
- начисление на оплату труда;
- основные материалы;
- комплектующие изделия и др.

Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется  возможным. К косвенным расходам можно отнести, например:
- транспортные расходы;
- коммунальные платежи;
- горюче-смазочные материалы;
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
- амортизационные отчисления;
- общехозяйственные расходы;
- прочие расходы и др.

Если исходя из специфики технологического процесса услуги прямые затраты учреждения  невозможно или нецелесообразно учесть отдельно, то их распределяют косвенным методом.

Общая схема косвенного распределения затрат учреждения культуры может быть следующей:
- определение объекта, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, место возникновения затрат);
- установление базы распределения затрат – показателя, с использованием которого  осуществляется распределение затрат учреждения;
- расчет ставки распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
- расчет величины приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Пример
Предположим, что государственный Дворец культуры составляет калькуляцию следующих видов услуг:
1) выступление танцевальных коллективов;
2) хоровой концерт.

Указанные мероприятия являются платными и осуществляются в рамках приносящей доход деятельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость данных услуг, входят:

Представленные в таблице затраты рассчитаны на год, при этом выступают коллективы один раз в год.

Танцевальные коллективы и хор выступают в одном и том же концертном зале, который вмещает 250 посадочных зрительских мест, при этом стоимость билета не зависит от расположения посадочного места.

Сначала нужно распределить коммунальные платежи и амортизационные отчисления между данными видами услуг, а также рассчитать себестоимость одного билета.

Базой для распределения затрат является показатель «Основная заработная плата».
1. Определим коэффициент распределения косвенных затрат:
– для выступления танцевальных коллективов – 0,46 (70 000 руб. / (70 000 руб. + 80 000 руб.));
– для хорового концерта – 0,53 (80 000 руб. / (70 000 руб. + 80 000 руб.)).

2. Распределим коммунальные платежи с использованием рассчитанного коэффициента:
– выступление танцевальных коллективов – 55 200 руб. (0,46 × 120 000 руб.);
– хоровой концерт – 63 600 руб. (0,53 × 120 000 руб.).

3. Распределим амортизационные отчисления:
– выступление танцевальных коллективов – 32 200 руб. (0,46 × 70 000 руб.);
– хоровой концерт – 37 100 руб. (0,53 × 70 000 руб.).

4. Итого сумма общих затрат будет равна:
– выступление танцевальных коллективов – 237 400 руб. (70 000 руб. + 30 000 руб. + 50 000 руб. + 55 200 руб. + 32 200 руб.);
– хоровой концерт – 275 700 руб. (80 000 руб. + 35 000 руб. + 60 000 руб.+ 63 600 руб. + 37 100 руб.).

5. Рассчитаем стоимость одного входного билета:
– выступление танцевальных коллективов – 949,60 руб. (237 400 руб. /250 мест);
– хоровой концерт – 1 102,80 руб. (275 700 руб. / 250 мест).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».