Как мы уже сообщали ранее, депутаты Госдумы Т. Яковлева, В. Мединский, Г. Ивлиев предложили обязать телевещателей 30 секунд каждого часа безвозмездно выделять на социальную рекламу, внеся соответствующие поправки в ФЗ «О рекламе».
Однако трансляция телевизионных роликов более затратна нежели публикация пресс-релизов в печатных изданиях, размещение растяжек и баннеров и т.д., сообщает АСИ. Некоммерческие организации (НКО) не располагают средствами, которые позволили бы использовать инструментарий телекомпаний для информирования населения о необходимости социально ответственного поведения, отметила коммерческий директор фонда «Подари жизнь» Ольга Капитульская на заседании рабочей группы по подготовке поправок в ст.14 ФЗ «О рекламе», которое не так давно прошло в Госдуме.
Комментируя предположение телевизионщиков о наличии у заказчиков социально значимых сообщений спонсорских бюджетов, О. Капитульская подчеркнула разницу между понятиями «спонсор» и «жертвователь». Последние передают пожертвования на уставные цели организаций (закупка лекарств, адресная помощь семьям и т.д.), а не на оплату рекламы в СМИ. Кроме того, зачастую неприемлемым для НКО является даже предложение социально ответственных телекомпаний разместить ролики бесплатно – Налоговый кодекс трактует такую инициативу как «реализацию услуг» (п.1 ч.1 ст. 46 НК РФ) и не предусматривает для телевещателя и заказчика налоговых льгот (первые заплатят НДС, вторые – налог на прибыль или Единый налог).
В тройку самых обсуждаемых в ходе встречи попали вопросы о необходимости создания отдельного закона о социальной рекламе (вместо разработки поправок к действующему закону «О рекламе»), а также о целесообразности назначения контролирующего органа в сфере социальной рекламы (в обязанности которого войдет контроль за качеством социальных сообщений и их размещением в СМИ).
Участники встречи говорили и о необходимости предусмотреть в законе ответственность для СМИ за невыполнение действующего законодательства – в частности, за размещение социальной рекламы в объеме менее 5% от общего объема рекламы.
В завершение встречи депутатам Госдумы Татьяне Яковлевой и Владимиру Мединскому была передана «Сводная таблица предложений в Федеральный закон «О рекламе». Она составлена на основании материалов, подготовленных рабочей группой Общественной палаты РФ по экспертизе ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 и ст. 23 ФЗ «О рекламе».
Возглавившая рабочую группу вице-президент Общероссийской общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз», заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия Елена Зелинская подчеркнула, что группа готова принять участие в разработке законопроекта о социальной рекламе. |