Некоммерческие организации в России
English version
О журнале
Новости
Подписка
Аннотации и статьи
Авторам
Реклама
Интернет-форум
Литература по НКО

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"

Книга: "Безопасное оформление сделок купли-продажи недвижимости"













Новости

Все новости 2009

Не столько менять, сколько сделать понятными

20.03.2009

Источник: "Союз благотворительных организаций России"

Результаты общественной экспертизы проектов административных регламентов исполнения Минюстом функций по госрегистрации некоммерческих организаций, предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, а также осуществлению контроля за их деятельностью обсудили члены и эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО.

Как сообщает АСИ, все три регламента были одобрены комиссией. Однако в ходе их обсуждения возник целый ряд вопросов.

Так, согласно регламенту регистрации НКО, основанием для отказа в регистрации некоммерческой организации являются неверно оформленные документы. Однако данный регламент не предписывает сотрудникам Минюста консультировать представителей некоммерческих организаций по вопросам оформления такой документации, отметила директор филиала Международного центра некоммерческого права в РФ Дарья Милославская.

О недоработках остальных регламентов рассказала ведущий юрист CAF Россия Анастасия Кумаритова. По ее словам, регламент по осуществлению контроля за деятельностью НКО не включает "согласительные" процедуры (обжалование действий сотрудников Минюста, изменение вида проверки, снятие наказания с организаций, выполнивших предъявленные к ним требования и т.д.); оба регламента содержат неточные и нечеткие положения (большое количество формулировок "если иное не предусмотрено законом", неединообразную терминологию и т.д.), а также положения, противоречащие принятому законодательству РФ. В частности, согласно ФЗ N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.08, каждый орган государственного контроля имеет право проводить плановые проверки одного и того же юридического лица не чаще, чем раз в три года, причем их длительность не должна превышать 20 рабочих дней. Проект же регламента разрешает сотрудникам Минюста проводить проверки НКО длительностью 30 рабочих дней каждые два года.

Кроме того, контроль за деятельностью НКО находится вне ведения Минюста - на ведомство возложена функция регистрации организаций и внесения изменений в их устав, отметил директор по управлению персоналом и корпоративным отношениям Группы компаний "Ренова" Олег Алексеев.

"Наделение ведомства правом контроля - огромное поле для злоупотреблений", - полагает он.

С ним не согласился директор Департамента по делам НКО Минюста РФ Сергей Милушкин. По мнению чиновника, министерство является гарантом добросовестности НКО для граждан, а потому имеет право проверять организации, вызывающие сомнения.

Тем не менее, все конструктивные замечания по регламентам будут учтены в процессе их доработки, пообещал Милушкин.

По его словам, на сайте Минюста будут размещены ответы на вопросы, часто адресуемые сотрудникам ведомства, а также начнет работу форум.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО Владимир Потанин напомнил, что основной задачей общественной экспертизы регламентов является содействие корректному исполнению законодательства. Необходимо не столько менять правила, сколько сделать их понятными для субъектов третьего сектора, считает В. Потанин. Он также подчеркнул целесообразность перехода на электронную отчетность.

Минюст готов работать и в этом направлении, сообщил С. Милушкин.

В ходе заседания обсуждалась также судьба законопроекта N 95177-5 "О внесении изменений в ст. 10, 33 и 38 ФЗ "О рекламе".

По мнению экспертов Коалиции НКО по содействию развитию социальной рекламы и Комиссии Общественной палаты РФ по благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО, данная редакция проекта федерального закона не отражает интересы НКО. В частности, в документе не предусматривается возможность безвозмездного размещения социальной рекламы, а контроль за соответствием материала критериям социальной рекламы возлагается на Федеральную антимонопольную службу.

26 января 2009 года В. Потанин направил письмо спикеру Госдумы РФ Б. Грызлову с просьбой приостановить прохождение законопроекта и дождаться результатов общественной экспертизы, инициированной Общественной палатой РФ.

Ответное письмо за подписью председателя ответственного по разработке законопроекта Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова было получено В. Потаниным 12 февраля.

"По завершении согласований по предложению ОП РФ будет возобновлена работа рабочей группы для обсуждения и доработки данного законопроекта. О времени и месте проведения заседания рабочей группы Вам будет сообщено дополнительно", - говорится в письме.

О ежегодном конкурсе добровольных годовых отчетов донорских и благотворительных организаций "Точка отсчета" рассказала исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская. По ее словам, в этом году конкурс продлится с 1 мая по 2 октября; к рассмотрению, в отличие от прошлых лет, будут приниматься не печатные, а электронные отчеты организаций, реализующих благотворительные проекты. Цель конкурса - внедрение стандарта прозрачности и подотчетности перед обществом в благотворительную деятельность в России.

В жюри конкурса Н. Каминарская, наряду с руководителями донорских и некоммерческих организаций, СМИ и бизнес ассоциаций, пригласила представителей Минюста.

В заключение встречи исполнительный директор Фонда "Подари жизнь" Григорий Мазманянц обратил внимание коллег на то, что разительно сократившиеся в условиях экономического кризиса объемы финансовых вливаний компаний благотворительному сообществу необходимо восполнять за счет частных пожертвований. Сегодня на филантропию россиян приходится менее 30% поступлений в фонды - в развитых странах Европы и Америки эта цифра колеблется вокруг 60-70%, подчеркнул докладчик. Причина кроется, отчасти, в несовершенстве механизмов сбора пожертвований (налогообложение СМС, невозможность совершения пожертвований через терминалы и т.д.).

Анализ правоприменительной практики и предложения по ее совершенствованию Г. Мазманянц пообещал подготовить к следующему заседанию комиссии, которое намечено на конец апреля. Кроме того, он отметил важность развития системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных для решения социальных проблем.

Обсуждение законодательства, регулирующего механизмы расходования данных средств, также состоится в рамках следующего заседания Комиссии ОП по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО.



Все права принадлежат Издательству «Дело и cервис» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Дело и Сервис».